Профессиограмма направления
Направление “Бизнес-информатика” открыто на кафедре системный анализ и управление, обладающей высоким профессиональным кадровым составом, современной материально-технической базой.
Сотрудниками кафедры САУ практикуется индивидуальная работа со студентами; имеется продолжительный опыт подготовки специалистов в области информационных систем и технологий.
дают возможность студентам продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.
Виды деятельности. Подготовка бакалавров бизнес-информатики продиктована острейшим дефицитом квалифицированных кадров, способных эффективно заниматься организацией сложных информационных систем в бизнесе и государственном управлении. Специалисты в области бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с Болонской декларацией для бакалавров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда информационных технологий. Подготовка бакалавров бизнес-информатики ведется в трех базовых областях: экономика и бизнес, информационные системы, телекоммуникации.
Направление «Бизнес-информатика» предполагает:
- глубокое изучение цикла математических дисциплин с ориентацией на использование современных инструментальных систем эффективного решения технических, организационных и бизнес-задач;
- теоретическое изучение инфокоммуникационных систем, включая формирование практических навыков применения технологий разработки и программирования Web-приложений на основе портальных решений и продуктов ведущих компаний (IBM, Microsoft);
- знакомство студентов с методами построения и эксплуатации современных компьютерных и телекоммуникационных сетей, включая спутниковые и мобильные сети;
- возможность применения имеющихся знаний и навыков на практике, в самостоятельной исследовательской или предпринимательской деятельности, работе по интересующей специальности уже на старших курсах института.
Выпускники, получившие глубокие знания, как в области экономики и менеджмента, так и в сфере IT-технологий, способны реализовывать инновационные проекты в сложных современных условиях.
Они работают на престижных и высокооплачиваемых должностях, в качестве:
- менеджера в сфере инновационного бизнеса;
- руководителя корпоративных информационных систем;
- руководителя бизнес-проектов на базе IT;
- бизнес-аналитика;
- консультанта по IT-стратегии и IТ-управлению;
- архитектора информационных систем;
- архитектора IТ-бизнеса.
Нормативный срок обучения по очной форме – 4 года, по заочной – 5 лет. Обучение завершается итоговой аттестацией, выдачей диплома государственного образца с квалификацией «Бакалавр бизнес-информатики».
Дополнительные возможности, предоставляемые студентам в рамках направления Бизнес-информатика:
- трудоустройство по специальности в рамках Программы содействия трудоустройству выпускников;
- возможность овладения 2-я иностранными языками, что позволяет выпускникам легко ориентироваться в интернациональной бизнес-среде и комфортно работать в англоязычных инфокоммуникационных системах;
- возможность получения Европейского приложения к диплому, дающему право работать в зарубежных странах, подписавших Болонскую декларацию (47 стран).
Основными базами практики для студентов направления подготовки "Бизнес-информатика" являются:
- НИИ и лаборатории, занимающиеся проблемами ведения и сопровождения бизнеса на основе информационных систем и информационных технологий;
- информационно-аналитические подразделения различных структур и организаций, занимающихся вопросами анализа, исследования и прогнозирования протекания бизнес-процессов;
- вычислительные центры различных структур и организаций, занимающихся вопросами анализа, исследования и прогнозирования протекания бизнес-процессов.
Профиль подготовки Электронный бизнес - совокупное понятие для множества классов информационных систем (ИС), автоматизирующих коммерческую работу предприятия. Помимо электронной коммерции, ориентированной на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, осуществляется поддержка всей цепочки создания добавленной стоимости предприятия.
Виды профессиональной деятельности выпускников:
1. Аналитическая
2. Организационно-управленческая
3. Проектная
4. Научно-исследовательская
5. Консалтинговая
6. Инновационно-предпринимательская
Задачи профессиональной деятельности выпускников:
1.аналитическая:
• Исследование и анализ рынка Информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
• Анализ и оценка применения Информационных систем и информационно-коммуникационных технологий для управления бизнесом
2.организационно-управленческая:
• Разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТ- инфраструктуры предприятия
• Управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия
• Взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия
• Управление электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний
3.проектная:
• Разработка проектов совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия
• Разработка проектной документации на выполнение работ по совершенствованию и регламентацию стратегии и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия
4.научно-исследовательская:
• управлении и информационно-коммуникационных технологий
• Подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций
5.консалтинговая:
• Аудит процессов создания и развития электронных предприятий и их компонент
• Консультирование по рациональному выбору Информационных систем и информационно-коммуникационных технологий управления бизнесом
• Консультирование по организации управления ИТ-инфраструктурой предприятия;
• Обучение и консультирование пользователей в процессе внедрения и эксплуатации Информационных систем и информационно-коммуникационных технологий
6.инновационно - предпринимательская:
• Создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере информационно-коммуникационных технологий
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
¾ владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
¾ способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
¾ способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
¾ способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
¾ способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
¾ способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
¾ готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодейств. с обществом, коллективом, партнерами (ОК-7);
¾ способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
¾ способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
¾ способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
¾ осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
¾ осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
¾ имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
¾ владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
¾ владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
¾ способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);
¾ способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17);
¾ способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (ОК-18);
¾ владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
¾ аналитическая деятельность:
¾ проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-1);
¾ проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-2);
¾ выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-3);
¾ проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4);
¾ организационно-управленческая деятельность:
¾ проводить обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-5);
¾ осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-6);
¾ управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7);
¾ использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);
¾ использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-9);
¾ организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-10);
¾ позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет (ПК-11);
¾ защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-12);
¾ организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-13);
¾ проектная деятельность:
¾ выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-14);
¾ проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-15);
¾ осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-16);
¾ проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17);
¾ разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18);
¾ научно-исследовательская деятельность:
¾ использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования (ПК-19);
¾ использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20);
¾ готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
¾ консалтинговая деятельность:
¾ консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-22);
¾ консультировать заказчиков по вопросам создания и развития электронных предприятий и их компонент (ПК-23);
¾ консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-24);
¾ консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предпрития (ПК-25);
¾ инновационно-предпринимательская деятельность:
¾ описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-26);
¾ разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-27);
¾ использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг (ПК-28);
¾ создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29).
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА