Правовой режим космического пространства и небесных тел
Международное космическое право
Начало космической деятельности датируется 1957 годом, годом запуска искусственного спутника. Особенность космической деятельности состоит в использовании для полетов пространства, находящегося за пределами плотных слоев атмосферы. Это предполагает принципиально новый тип летательных аппаратов и принципиально новые условия для деятельности человека в данной сфере.
МКП – это совокупность м/н принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов м/н права в области использования космического пространства и космической техники.
1959 год – ООН учредила комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях.
1962 год – в рамках этого комитета образуется 2 подкомитета (юридический и научно-технический). Численный состав комитета 61 человек. Комитет – кодифицирующий орган в области МКП, до 1996 года он разработал проекты 5 договоров и 5 деклараций, которые были приняты Генеральной Ассамблеей.
Источники МКП:
- договор по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (=договор о космосе) 1967 года
- соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года
- конвенция о м/н ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года
- конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1976 года
- соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (=соглашение о Луне) 1984 года
РФ является участницей первых четырех договоров.
В этих договорах, в том числе, отражены специальные принципы космической деятельности:
● неделимость космического пространства и небесных тел как пространственной сферы и территориальной зоны
● осуществление исследований и использование космоса на благо всего человечества
● свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел
● м/н ответственность государства за национальную космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией
● обязанность государств осуществлять м/н сотрудничество в мирном исследовании и использовании космоса
В основном правовой режим космического пространства и небесных тел совпадает. Общие элементы:
1. и космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без дискриминации и со свободным доступом в любые районы
2. они свободны для научных исследований, следовательно, и космическое пространство и небесные тела – территории общего пользования
3. они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем оккупации, ни каким-либо иным способом, т.е. космическое пространство и небесные тела являются «вещью, изъятой из оборота»
4. это частично демилитаризованные зоны, т.к. государства обязаны не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или иными видами оружия массового уничтожения, обязаны не размещать такое оружие на небесных телах и в космическом пространстве каким-либо образом
5. запрещено проводить любые испытания ядерного оружия в соответствии с договором о запрещении ядерных испытаний в трех средах 1963 года
6. деятельность неправительственных организаций в космическом пространстве и на небесных телах может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением государства. Деятельность м/н межправительственных организаций в космосе разрешается.
В дополнение к общим положениям правовой режим Луны и других небесных тел включает в себя:
→полную нейтрализацию небесных тел, они в принципе не могут использоваться в военных целях
→они не могут использоваться для самообороны и для проведения военных маневров
→небесные тела провозглашены общим наследием человечества
Это специальный м/н режим, который подразумевает упорядоченное, безопасное освоение природных ресурсов, их рациональное использование и справедливое распределение. Особо учитываются интересы тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в освоение Луны и других небесных тел (в справедливом распределении).
Особой зоной космоса является пространство, в котором проходят орбиты геостационарного спутника. Он постоянно неподвижен относительно определенной точки поверхности Земли. Это позволяет использовать такие спутники прежде всего в качестве ретрансляторов. Геостационарное пространство является уникальным и считается ограниченным естественным ресурсом. Это предполагает:
- ограничение числа спутников в этом пространстве
- контроль за размещением спутников со стороны м/н союза электросвязи
- необходимость отдельного правового регулирования геостационарной орбиты
Т.е. в настоящее время вопрос решается только на уровне ограничения числа спутников.
Вопрос о нижней границе космического пространства: в настоящее время определяется на уровне 100-110 км от поверхности Земли. Эта граница проходит по нижней границе стратосферы. Но вопрос об определении этой границы вставал неоднократно, поскольку расширяются возможности воздушного права.
Космический объект – созданные человеком искусственные спутники Земли, космические станции, космические корабли многоразового использования, космические ракеты, транспортные космические системы, размещенные на Луне и других небесных телах, а также другие космические аппараты, установки, станции и сооружения. Отдельными космическими объектами являются составные части космического объекта, средства его доставки, части средства доставки.
Любой космический объект состоит из 2 сегментов:
- космический сегмент, в котором космической объект находится в правовом статусе, установленном договором по космосу, соглашением о Луне, соглашением о спасании космонавтов и соглашением о регистрации космических объектов. В отдельных случаях статус в космическом сегменте дополняется резолюциями м/н организаций
- наземный сегмент – аппаратура слежения за ним, аппаратура передачи и приема информации. Статус наземного сегмента определяется исключительно национальным законодательством того государства, под юрисдикцией которого он находится. Исключение составляют морские платформы для космических запусков из акватории открытого моря.
Право на регистрацию космических объектов. Космический объект должен быть зарегистрирован или внесен в реестр запускающим государством или межправительственной организацией, которая организует запуск. Запускающее государство или организация – это либо государство, которое организует запуск, либо государство, с территории или установок которого осуществляется запуск, либо государство-собственник космического объекта. Коллективная регистрация запрещена. В связи с этим участвующие в запуске государства должны заключить договор, в котором самостоятельно определяют запускающее государство.
Правовые последствия регистрации сводятся к 2 основным моментам:
☺ за запускающим государством сохраняется юрисдикция и контроль за космическим объектом во время нахождения объекта в космосе
☺ за запускающим государством сохраняется право на космический объект по возвращении на Землю. Следовательно, части космического объекта должны быть возвращены запускающему государству, но расходы по возврату несет само запускающее государство. Исключение составляют те случаи, когда части космического объекта оказывают явно негативное воздействие на окружающую среду. Тогда запускающее государство обязано как можно быстрее перевезти их на свою территорию.
Космические объекты на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности, о посещении должно быть объявлено заблаговременно в интересах безопасности и продолжения нормального функционирования объекта. На небесном теле космический объект может передвигаться свободно, размещение космического объекта на небесном теле не создает права собственности на участок небесного тела.
В соответствии с принципами, касающимися использования ядерной энергии в космическом пространстве 1992 года, при определенных условиях на борту космического объекта может использоваться ядерная энергия.
Космонавты. В соответствии с договором, космонавты пользуются статусом «посланцев человека в космосе» (официальный статус). Они имеют право на помощь государств-участников договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и должны быть незамедлительно возвращены государству регистрации космического объекта. Сами космонавты должны оказывать друг другу помощь в космическом пространстве и на небесных телах и могут свободно перемещаться по небесным телам.
Ответственность в космическом пространстве бывает 2 видов:
- политическая (за несоответствие космической деятельности положениям договора по космосу)
- материальная (за ущерб, причиненный запускаемыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве другому государству или его физическим и юридическим лицам).
Особенности космической ответственности:
● кроме ответственности за деятельность правительственных органов государство несет ответственность за деятельность неправительственных организаций;
● материальная космическая ответственность регламентирована специальным договоров: Конвенция о м/н ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
● конвенция предусматривает абсолютную ответственность в случае ущерба, причиненного на Земле или в воздушном пространстве, но не устанавливает максимальный предел, что характерно для других случаев абсолютной ответственности в м/н праве. Сумма определяется в соответствии с принципами м/н права и принципом справедливости для восстановления положения, существовавшего до ущерба;
● получая информацию об упавшем космическом объекте, который является опасным или вредным по своему характеру, запускающее государство должно принять незамедлительно меры для устранения возможной опасности причинения вреда. В других подобных случаях такая обязанность обычно лежит на пострадавшей стороне;
● необходимость разработки отдельного договора, связанного с причинением ущерба на Луне и других небесных телах;
● способ мирного урегулирования спора в случае причинения материального вреда. Если претензии не урегулированы в течение 1 года с даты их предъявления, то по требованию любой из сторон создается комиссия по рассмотрению претензий. Состав комиссии: 3 члена (назначаются государством-ответчиком, государством-истцом и выбранный ими представитель). Если стороны не достигают соглашения о кандидатуре представителя, его назначает Генеральный секретарь ООН. Комиссия устанавливает обоснованность претензии и устанавливает сумму компенсации. Решение комиссии является окончательным только при условии предварительной договоренности об этом. Если предварительной договоренности не было, то решение носит рекомендательный характер для сторон.
Соглашение о Луне определяет особенности политической ответственности. Государство, которое считает, что сторона по договору либо не выполняет обязательств, либо нарушает его права, может запросить проведение консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. Если консультации не приводят к результатам, то стороны могут либо обратиться к другим мирным средствам разрешения споров либо могут обратиться за содействием к генеральному секретарю ООН.
Кроме универсальных договоров ответственность за определенные виды космической деятельности определена в резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей:
- принципы использования государствами космических спутников Земли для м/н непосредственного телевизионного вещания (принципы НТВ 1992 года). Они предусматривают м/н политическую ответственность в случае несоответствия деятельности государства указанным принципам;
- принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (принципы ДЗЗ 1986 года). Они предусматривают м/н политическую ответственность в случае несоответствия деятельности государства указанным принципам;
- принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (принципы ЯИЭ 1992 года). Они предусматривают м/н политическую ответственность в случае несоответствия деятельности государства указанным принципам;
Абсолютная космическая ответственность предполагает возмещение ущерба, причиненного на Земле и в воздухе по принципу объективного вменения, а возмещение ущерба, причиненного в космическом пространстве, - при наличии вины.
В космический ущерб входит:
→ причинение телесных повреждений
→ лишение жизни
→ повреждение здоровья
→ уничтожение или повреждение имущества государства, физических или юридических лиц и м/н межправительственных организаций.
Принципы ЯИЭ 1992 года определяют, что космический ущерб включает еще возмещение расходов на проведение операции по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения от ядерного источника энергии на борту. 1978 год – претензия Канады к СССР – единственный практический случай м/н космической ответственности.