Право убежища.

Беженцы.

Трудящиеся иммигранты.

Первая конвенция о трудящихся иммигрантах была подписана в 1939 году в рамках Международной Организации труда. Эта конвенция была подтверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году, а в 1990 году Генеральная Ассамблея утвердила Универсальную Конвенцию о защите прав трудящихся иммигрантов и членов их семей. В 1997 году Конвенцию подписали государства Совета Европы. Конвенции определяют основные права и свободы, гарантии защиты прав трудящихся иммигрантов и членов их семей. Российская Федерация ни в одной из них не участвует.

 

Беженцы – это лица, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находятся вне страны своего гражданства и не могут или не хотят пользоваться защитой этой страны.

В 1946 году ООН одобрила устав Организации по защите беженцев. Срок полномочий этой организации был определен в 3 года. Данная организация была создана из-за большого притока в антифашистские страны Европы и США беженцев после Второй Мировой Войны. Считалось, что Организация за три года осуществления своих полномочий должна справиться с сложившейся ситуацией.

В 1951 году была принята Конвенция о статусе беженцев, в соответствии с которой подписавшие ее государства-участники на своих территориях предоставляют беженцам режим наибольшего благоприятствования в отношении таких прав как работа по найму, право на объединения в профсоюзы, право на образование и бесплатное медицинское обслуживание. Также государства-участники Конвенции предоставляют национальный режим в отношении всех остальных категорий, в том числе, право на жилье, на свободу вероисповеданий. Что касается Организации по делам беженцев, то по истечении сроков ее полномочий, данным вопросом стал заниматься Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

 

В 1967 году в рамках ООН была подписана Декларация о территориальном убежище, которая обязывает государств отказывать в убежище лицам, в отношении которых есть серьезные основания предполагать, что они совершили преступления против мира и безопасности, против человечности или военные преступления. Если государство предоставляет политическое убежище лицу, то юридические последствия такого предоставления сводятся к следующему:

· Государство, предоставившее убежище, отказывает в выдаче лица.

· В случае пребывания данного лица на территории третьего государства государство, предоставившее убежище, оказывает ему квазидипломатическую защиту.

· Государство, предоставившее убежище, несет ответственность за все дальнейшие действия данного лица.

В РФ, в соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции РФ, политическое убежище предоставляется иностранцам и апатридам в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Сама процедура предоставления убежища регламентирована в Положении «О порядке предоставления в РФ политического убежища». В соответствии с ним, убежище получает как само лицо, так и члены его семьи, которые приравниваются к местным гражданам. Порядок предоставляется убежища регламентирован Указом Президента РФ 1997 года.

Дипломатические представительства не имеют права предоставления политического убежища на своей территории.