Моделирование как неотъемлемый этап целенаправленной учебной деятельности

Всякий процесс труда человека направлен на достижения определенной цели, в том числе и учебный труд. Еще с раннего детства человек познает мир посредством моделей. Вспомним букварь с красочными рисунками, которым поставлена в соответствие начальная буква запоминаемого слова Арбуз – А.

Преподавательский труд направлен на достижение цели обучить студентов. Учебный труд студента имеет целевую направленность сформировать систему профессиональных знаний.

Важнейшим, организующим элементом такой деятельности является цель – образ желаемого будущего. Для преподавателя таким образом (моделью) может быть психологический образ выполненного долга с хорошим качеством. Для студента модель осознания того, что он сформировал систему профессиональных знаний и может их использовать на практике. Студенты специальности ГИСиТ формируют свои профессиональные знания с использованием таких моделей как топографический план, карта, глобус и т.д.

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с уже имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью возникает задача устранения этого расхождения с изменением модели.

Познавательная деятельность ориентирована в основном на приближение модели к реальности, которую отображает модель. Покажем на примере приближение реальных знаний студентов в процессе их обучения в вузе к некоторой обобщенной модели профессиональных знаний, описание которой представлено в Государственных образовательных стандартах вуза.

Реальные знания
 
Модель знаний
 
 
Реальные знания
 
Модель знаний
 
1-й курс
4-й курс

Рис. 1. Прагматичность модели – реальность подгоняется

под параметры модели

 

На рис.1 кругами Л.Эйлера изображена модель пополнение знаний студентом в процессе обучения в вузе на основе заданной модели обучения (учебного плана, учебных программ, ОКХ, ОПП).

Рассматриваемая модель относится к классу динамических моделей, так как приближение реальных знаний студентов к требуемой модели осуществляется в течение 4 – 5 лет.

Существуют и статические модели, состояние которых не зависит от времени, например, глобус, географическая карта, схема, чертеж, фотография и т.д.

Примером познавательной модели, когда модель подгоняется под реальность, может служить методический прием преподавателя, который пришел в аудиторию читать лекцию. В начале лекции преподаватель сообщает аудитории тему лекции, ее особенности (лекция проблемная, демонстрационная, с заранее допущенными ошибками и т.д.), сообщает вопросы лекции, т.е. с использованием языка предлагает студентам обобщенную абстрактную модель содержательного материала, который будет рассматриваться на лекции. В данном случае, графически, модель познавательного процесса можно представить также как и в предыдущем случае, кругами Л.Эйлера (рис.2).

Абстрактная модель лекции
Реальность. Суть учебного материала лекции
1-й час лекции
2-й час лекции
 
 
Реальность. Суть учебного материала лекции
 

Рис.2. Познавательная модель – модель подгоняется под реальность

Важно отметить здесь роль языка как средства построения абстрактных моделей.

Изучение различных предметных областей, по той или иной специальности обучения в вузе, обусловливает использование преподавателями специальной терминологии. Кроме того, в процессе преподавания естественный язык дополняется специальными знаками и символами, например в математике и в технических дисциплинах часто используются знаки и другие которые несут определенную семантическую нагрузку. Они дополняют алфавит естественного языка и поэтому называются дидактическими языками. Грамматику дидактических языков можно интерпретировать как правила построения и логику изучения, той или иной учебной дисциплины, а синтаксисом профессионального языка в целом можно считать логические правила изучения всех учебных дисциплин в соответствии с учебным планом (рис. 3).

Количество дидактических языков
Естественный родной язык
Естественный иностранный язык
Язык программирования
Дидактические языки
Профессиональный язык студента
Нереализованные возможности изучения профессионального языка
НОСИТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Количество правил в грамматиках дидактических языков

Рис. 3 Модель дидактических языков, обеспечивающих

формирование у студентов профессионального языка

 

Знаковая система дидактического языка содержит не только математические символы, но и более сложные семантические образования, такие как схемы, рисунки, фотографии и т.д. Покажем на примере формирования профессионального языка на основе терминологического поля специальности сложность семантической структуры этого процесса (рис.4). Здесь на модели показано, что учебные дисциплины формируются на основе терминологических систем естественного языка фундаментальных дисциплин, таких как физика, математика, философия, информатика и т.д., которые составляют лексическую базу в виде терминологических словарей. Естественно полагать, что при создании учебного материала дисциплины используются не все термины и их определения. Учебный материал каждой дисциплины образует терминологическое поле, а во взаимосвязи с другими дисциплинами терминологическое поле специальности. Каждый термин связан с дефиницией (определением) и на основе семантических треугольников образуют семантические поля учебной дисциплины и специальности в целом, что обеспечивает формирование профессионального языка.

Смысловое поле специальности
        ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Терминологическое поле специальности  
Философия
Информатика
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Терминологические системы языков наук
Физика
Высшая геодезия
Смысловое поле учебной дисциплины
Терминологическое поле учебной дисциплины

Рис.4. Иллюстрация формирования профессионального языка

на основе терминологического поля специальности