Основные особенности мировых национальных школ бухгалтерского учета

США

В конце 19 ст. с Лондона до Нью-Йорка прибыла группа специалистов-учетчиков. С участием в Америке в 1886 г. была создана первая в США бухгалтерская фирма, а в 1887 г. - первая американская профессиональная организация бухгалтеров. Таким образом, учетные идеи Англии были распространены и в США. Но развитие англо-американская школы приобрела в 20-40 г. 20 в.

Для англо-американской школы того времени был характерный психологический подход, то есть изучение психики и поведения работников предприятия. Показатели отчетности, нормативы, бухгалтерские сроки считались стимулами, которые вызывают определенную реакцию в зависимости от интересов людей.

Руководить людьми, а следовательно производством, - это уметь карать и поощрять, то есть использовать негативные и позитивные стимулы.

Цель учета - управление людьми, а через них - предприятием.

Для достижения целей учета были выдвинуты новые идей:

1. Натуральные измерители. Считали, что они являются наиболее достоверными, потому что на них не влияют колебания цен. Управление становится эффективным, когда основывается на них.

2. Стандартные расходы. Разработаны такие методы учета расходов как "стандарт-кост" и "директ-костинг". Гаррисон предложил разрабатывать стандарты (нормы) расходов, на основании которых рассчитывается сумма материально-технического обеспечения. В итоге, бухгалтер может сравнивать фактическое движение ценностей с нормами и планировать цены на готовую продукцию.

Цель метода - определение эффективности труда предприятия путем сравнения фактических расходов с нормативными.

3. Центры ответственности. Идея центров ответственности связана с использованием отклонений для оценки работы администраторов.

4. Управленческий учет, назначение которого - производство информации для управления.

Целью управленческого учета определяли:

1. Предоставление информационной помощи управляющим;

2. Контроль и прогнозирование расходов;

3. Выбор наиболее эффективных путей развития предприятия;

4. Принятие оперативных управленческих решений

Идею управленческого учета развил американский бухгалтер Роберт Антоне. Считалось, что бухгалтерская отчетность не может быть полезной для управления, потому что не является оперативной. Управленческий учет допускает устные сообщения и применения методов приблизительного подсчета.

Бессмысленно рассматривать бухгалтерский учет как логическую и единственно возможную научную доктрину. У каждого народа в зависимости от свойств национального характера и исторически сложившихся условий существуют свои представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. И хотя сейчас со всей очевидностью ясно, что во всех странах победила и полностью господствует двойная бухгалтерия, мы можем сказать, что в разных странах она интерпретируется и применяется по-разному. И в самом деле, "бухгалтерский учет, - пишут современные исследователи, - определяется средой, в которой он функционирует".

Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Современные исследователи выделяют четыре группы стран, каждая из которых объединена по некоторым общим подходам:

1. Англоязычные страны.

2. Континентальные страны.

3.Латиноамериканские страны.

4.Социалистические страны восточной Европы.

Первые три группы стран используют двойную бухгалтерию в целях исчисления финансового результата, четвертая - преимущественно для контроля сохранности ценностей.

При этом первые две группы стремятся к отражению правильности финансового результата, не прибегая к переоценке денежного измерителя, третья - прибегая к нему.

Для англоязычных стран характерен не государственный подход, регулирующий учет, а чисто профессиональный. Лучшие специалисты в области бухгалтерского учета объединяются в Ассоциацию и вырабатывают основополагающие учетные принципы. Государственные органы признают их. При этом учет ведется в интересах инвесторов и кредиторов.

В континентальной Европе учет ведется по принципам, сформулированным государственными органами, обязательным для всех хозяйствующих субъектов. При этом учет ведется в интересах государственных, регулирующих и в том числе налоговых органов.

В Латинской Америке учет имеет только основную цель - отражать инфляционные процессы, и методология учета целиком подчиняется этой цели. В Восточной Европе учет вели преимущественно от имени или по поручению государственных органов.

Страны с англо-американской системой учета строят свой учет, исходя из сложившейся практики, идя от нее. И тут следует различать ее английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран как Великобритания, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия; второй - для США, Канады, Японии, Мексики и Филиппин.

К англоязычной системе обычно относят и Нидерланды, но для этой страны континентальной Европы характерен подход не от практики к теории, а наоборот, от теории с практике, иными словами, в этой старой стране дедукцию признают больше индукции.

Страны континентальные также могут быть разделены на две группы: признающие примат правильности отражения учетных, часто преимущественно правовых, отношений (Германия) и провозглашающие примат налогового фискального права (Франция, Италия, Испания, Бельгия).

Однако все сказанное подчеркивает особенности реализованных бухгалтерских систем, а в этой работе следует отметить характерные черты системы реализуемой, т.е. двойной записи и ее научной интерпретации, данной специалистами разных национальных школ.

Общая характеристика расхождений во взглядах представителей различных школ дана в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Общая характеристика расхождений во взглядах представителей различных школ

Аспекты учета Итальянская школа (юридическое направление) Французская школа (экономическое направление) Немецкая школа (процедурный аспект) Англо-американская школа (психологический аспект)
1. Цель учета Контроль лиц, участвующих в хозяйственном процессе Эффективность использования ресурсов предприятия Выработка рациональных учетных процедур Контроль администрации
2. Предмет учета Права и обязанности лиц Ресурсы Процедуры Поведение администрации
3. Объект учета Документы Ценности Ценности Ценности
4. Базовая наука Право Политическая экономия Математика Психология
5. Баланс (содержание) Равенство прав и обязательств Равенство поступлений и выдач (доходов и расходов) Равенство дебетовых и кредитовых сальдо Равенство средств с кредиторской задолженностью и капиталом
6. Баланс (отношение к счетам) Вытекает из счетов Вытекает из счетов Счета вытекают из баланса Не принципиально
7. Оценка Продажные цены Себестоимость Не принципиально Свободный выбор по цели управления
8. Счета по содержанию Только личные (расчетов) Только инвентарные и операционные Активно- пассивные Экраны
9. Счета по структуре и назначению Один ряд Один ряд Два ряда Не принципиально
10. Причина двойной записи Смена прав и обязанностей Обмен ценностями Вытекает из баланса Не принципиально (не рассматривается)
11. Метод Индукция (от частного к общему) Индукция Дедукция (от об-щего к частному) Индукция
12. Границы учета Микроучет Микроучет и макроучет Микроучет и макроучет Микроучет

Влияние перечисленных школ не ограничивалось территорией их собственных стран. Итальянская школа была широко известна во многих странах Европы, французская оказала значительное влияние на некоторых представителей немецкой школы. Немецкая школа сыграла большую роль в формировании бухгалтерского учета скандинавских стран и России. Англо-американская школа широко распространена в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Индия, Япония и др.

В процессе эволюции бухгалтерской науки основополагающие школы сменяли друг друга в следующем порядке:

итальянская,

французская,

немецкая,

англо-американская.

Очевидно, что появление бухгалтерской науки было результатом спроса на нее хозяйственной практики. В то же время принятые правила на практике выявили противоречия, тем самым стимулировав творческий процесс развития учетной теории. Различные подходы к исследованиям и множество практических ситуаций обусловили различные точки зрения на теорию и практику бухгалтерского учета. Конкурируя друг с другом, различные концепции дополняли и продолжают дополнять друг друга. В то же время глобализация экономики требовала единой, последовательной теории, с помощью которой можно было бы оценивать множество существующих на практике процедур.

При всем многообразии воззрений теоретические разработки в области бухгалтерского учета способствовали выработке общей концепции бухгалтерского учета и единых принципов его построения в рамках конкретной учетной школы. Это положительно сказалось на процессе стандартизации бухгалтерского учета. Насущная потребность в единообразии финансовой информации о деятельности различных компаний созрела в обществе к началу XX в., а использование научных концепций сделало ее реализацию возможной.