Перечень использованной литературы

Право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения предоставлено гражданам, сдавшим бесплатно кровь 40 и более раз или плазму 60 и более раз, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)

ЭхоКГ

Семья как важнейший социальный институт в обществе

План

  1. Понятие соц. институт.
  2. Типология соц. институтов и их ф-ции и дисфункции.
  3. Семья как важнейший соц. институт в обществе.

1) Понятие соц. институт.

Соц. институт – некие устоявшиеся взаимодействия людей в обществе. Первые соц. институты: семья, государство, религия. В социологической лит-ре существует ряд определений соц. института.

Соц. институт (по учебнику Фролова) – организованная система связей и соц. норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Соц. институт можно также определить как организованное объединение людей, выполняющих определённые соц. значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами соц. института своих соц. ролей, задаваемых соц. ценностями, нормами и образцами поведения.

Процесс институционализации, т.е. образования (появления) соц. института, состоит из неск. этапов:

а) возникновение портретности, удовлетворение которой требует совместных усилий;

б) формирование общих целей;

в) появление соц. норм и правил в ходе стихийного соц. взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) институционализация норм и правил, т.е. их принятие и практическое применение;

е) установление системы санкций для поддержания норм и правил;

ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех, без исключения, членов данного института.

2) Типология социальных институтов, их функции и дисфункции.

Соц. институты разделяют на:

· главные (основные, фундаментальные);

· не главные (частные).

В качестве основных институтов как правило выделяют: экономические, политические, семейные, религиозные, институт образования (применительно к современному обществу).

Р. Мертон, в своё время, разделил ф-ции и дисфункции на:

§ явные и латентные (скрытые, неявные);

§ позитивные и негативные.

Властные структуры, в случае их коррумпированности, дисфункциональны. Перераспределение ролей в семье – эволюция института. Увеличение кол-ва разводов, насилие в семье – дисфункциональное развитие института.

Пример:

Институт образования. Явная ф-ция – передача знаний. Латентная – общение, выбор брачного партнёра.

Семья в социальных науках рассматривается:

1) как соц. институт;

2) как малая соц. группа.

Изучение семьи как соц. института предполагает:

§ эволюционный подход к семье, т.е. в рамках институционального анализа необходимо изучать изменение брачно-семейных отношений в истории общества;

§ функциональный анализ семьи, т.е. изучение взаимодействия семьи с другими социальными институтами (например, взаимодействие с государством).

Изучение семьи, как соц. института, тесно пересекается с демографией, правом и др.

Изучение семьи как малой соц. группы означает изучение, прежде всего внутрисемейных отношений, выделение определённых типов семей, находящихся в конкретной жизненной ситуации (например, семья после развода, многодетная семья и др.).

Под малой соц. группой традиционно понимается небольшая по численности группа людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Можно обозначить различные подходы к семье:

Ø семья, как малая соц. институт – макроподход;

Ø как соц. группа – микроподход.

Антонов А. И., Меуков В. И. «Социология семьи»

Антонов А. И. «Микросоциология семьи»

Для примера рассмотрим немногодетную полную семью и выделим пары социальных ролей:

· мама-папа;

· муж-жена;

· брат-брат;

· мать-сын;

· отец-сын;

· мужчина-женщина.

Изучение семьи, как соц. института, предполагает исследование семьи через брачное, сексуальное и репродуктивное поведение.

Брачное поведение – определённые взаимоотношения (союз) между мужчиной и женщиной, санкционированные обществом, государством, выражающиеся в определённых взаимных правах и обязанностях. Понятие семья гораздо шире.

Семья – группа людей, связанных кровно-родственными, а также брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственности.

По характеру выбора брачного партнёра брак можно разделить на экзогамный (выбор партнёра осуществлялся вне социальной группы) и эндогамный (внутри группы).

Репродуктивное и сексуальное поведение в браке. Долгое время эти 2 вида поведения существовали слитно (причины: религиозные нормы, социальные нормы). Долгое время в обществе существовала система соц. норм, предполагающих многодетность. Высокая рождаемость была обусловлена высокой смертностью. На сегодняшний день, период репродуктивного поведения женщины (хочет и может иметь детей) составляет 3-4 года. Многодетность ранее также подкрепляли установки на многодетность и резко отрицательное отношение общества к разводам.

Основные функции семьи:

§ репродуктивная;

§ воспитательная (или шире – социализирующая), т.е. не только биологическое, но и культурное воспроизводство общества;

§ хозяйственно-бытовая;

§ экономическая;

§ социально-статусная;

§ досуговая;

§ эмоциональная и др.

Типология семейных структур.

1) экзо- и эндогамные браки;

2) моно- и полигамные (полигения – брак одного мужчины с неск. женщинами и полиандрия – брак одной женщины с неск. мужчинами) браки;

3) по характеру властных отношений в семье:

§ матриархат;

§ патриархат;

§ эгалитарная семья (равноправная);

4) нуклеарная семья и расширенная (двухпоколенная – родители и дети).

Преобладающим типом семей в современном обществе является моногамная, эгалитарная, нуклеарная семья.

 

 


Домашнее задание

· семья, как важнейший институт общества;

· обосновать систему социальных норм малодетности современной семьи (европейская, американская и российская традиции);

· каждую из функций семьи проанализировать с точки зрения индивидуального содержания и общественного;

· анализируя семью, рассмотреть такое понятие как жизненный цикл или этапы жизненного цикла семьи;

· типология семейных структур.

· Признаки гипертрофии ЛЖ

· Возможна делатация ЛЖ

· Признаки снижения сократительной способности миокарда (появление участков гипокинезии и даже дискинезии)

Основные виды АГ:

o Гипертоническая болезнь

o Ренальная АГ

o Вазоренальная АГ

o Эндокринные АГ

o Гемодинамические АГ

o Лекарственные АГ

o АГ при органических поражениях нервной системы

Гипертоническая болезнь:

Диагноз устанавливается методом исключения симптоматических АГ.

Ренальные АГ:

Причины: хронический гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, поликистоз почек, амилоидоз, диабетический нефросклероз, туберкулез и другие.

Диагностика:

· Исследование мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитоурия)

· УЗИ-признаки

· Поражение почек

· Данные экскреторной урографии

· Обычно изменения в анализах мочи предшествуют повышению АД

Вазоренальные АД:

Возникают при нарушениях кровоснабжения почек (атеросклероз почечных сосудов, поражение при системных васкулитах).

Диагностика:

o Сосудистый шум в эпигастрии

o Опрределение активности ренина плазмы

o Ангиограия

o Почечная сцинтиграфия

Эндокринные АГ:

1. Первичный гиперальдостеронизм ((мышечная слабость, миалгии, судороги, парастезии, гипокалиемия, двухсторонняя гиперплазия коры надпочечников по КТ, МРТ, увеличение уровня альдостерона).

2. Синдром или болезнь Кушинга (диспластическое ожирение, стрии, гирсутизм, МРТ турецкого седла, УЗИ, КТ надпочечников, повышение уровня кортизола в крови).

3. Феохромоцитома (кризовое течение, визуализация опухоли на УЗИ, КТ, МРТ, повышение катехоламинов в крови и их метаболитов в моче).

4. Акромегалия, тиреотоксикоз, гипотиреоз

Гемодинамические АГ:

1. Коарктация аорты (ассиметричное развитие верхнего и нижнего поясов, грубый сосудистый шум в межлопаточной области, АД на руках выше чем на ногах, аортография).

2. Недостаточность аортального клапана (бледность кожных покровов, значительное увеличение ЛЖ, ослабление 1 и 2 тонов, дистолический шум на аорте и в точке Боткина, высокое систолическое и низкое диастолическое АД, данные ЭхоКГ).

Лекарственные АГ:

Связаны с приемом:

· Глюкокортикоидов

· Перорпльных контрацептивов

· НПВП

· Симпатомиметиков и др.

Синдром злокачественной АГ:

o Характерны высокие дАД (130 мм рт ст и выше)

o Быстрое прогрессирование

o Энцефалопатия (головная боль, тошнота, рвота, беспокйоство или сонливость, приступы судорог, нарушение зрения)

o Поражение почек (протеинурия, иногда гематурия, лейкоцитурия)

o Нейроретинопатия (отек сетчатки глаза, размытость контуров зрительных нервов и отек их сосочков, геморрагии)

Принципы терапии АГ:

Немедикаментозные методы:

· Ограничения потребления соли

· Ограничение углеводов и жиров

· Отказ от вредных привычек

· Увеличение физической активности

Лекарственная терапия

o В-адреноблокаторы

o Диуретики

o Блокаторы кальциевых кааналов

o Ингибиторы АПФ

o Блокаторы рецепторов

o Альфа-адреноблокаторы

o Препараты центрального действия

 

Данная форма состоит из 10 разделов, в каждом из которых раскрывается информация, не нашедшая отражения непосредственно в самом бухгалтерском балансе.

Раздел I «Нематериальные активы»

Состоит из 2 таблиц:

В первой приводятся данные о НМА – наличие на начало отчетного года, поступило, выбыло и наличие на конец отчетного периода.

Отражается первоначальная стоимость по строкам:

- Объекты интеллектуальной собственности

- Организационные расходы

- Деловая репутация организации

- Прочие.

Таблица итоговых строк не имеет.

Во второй таблице отражается информация об амортизационных отчислениях на начало и конец отчетного периода. Таблицу заполняют только те организации, которые учитывают амортизацию на отдельном счете 05.

 

Раздел II «Основные средства»,Состоит из 2 таблиц:

1.) Отражается первоначальная стоимость на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие основных средств по их видам:

· Здания;

· Сооружения;

· Машины и оборудование;

· Транспортные средства;

· Рабочий и продуктивный скот;

· Многолетние насаждения;

· Другие виды основных средств;

· Земельные участки;

· Оросительные, осушительные работы;

· Общая стоимость основных средств.

2.) Показываются аналитические данные по видам основных средств на начало и конец отчетного периода:

· Амортизация ОС (зданий и сооружение, машин, оборудования, трансп.средств и другие);

· Передача в аренду объектов ОС;

· Передача объектов ОС на консервацию;

· Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию.

Подраздел «Справочно»

Приводятся данные о переоценке ОС, проведенной по состоянию на 1.01. отчетного года. Величина уценки показывается в круглых скобках.

В отдельном подразделе показывается насколько изменилась первоначальная стоимость ОС в результате их реконструкции, достройки.

Раздел III «Доходные вложения в материальные ценности»

Состоит из 2 таблиц:

1.) Показывается информация о первоначальной стоимости на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие доходных вложений в материальные ценности.

· Имущество для передачи в лизинг;

· Имущество, предоставленное по договору проката;

· Прочие;

· Итого.

2.) Приводятся данные о сумме амортизации по доходным вложениям в материальные ценности (на начало и конец отчетного периода).

Раздел IV «Расходы на НИОКР» (счет 08)

Состоит из 2 таблиц:

1.) Отражается общая сумма расходов на НИОКР и далее в т.ч. (разработка новой модели).

2.) Справочно – указывается сумма расходов по незаконченным НИОКР и по работам, которые не дали положительного результата.

Раздел V «Расходы на освоение природных ресурсов» -отражаются, как и НИОКР.

Отражаются расходы на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

Раздел VI «Финансовые вложения», (расшифровка показателей строк 140 «Долгосрочные ФВ» и 250 «Краткосрочные ФВ»).

Отражается информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях на начало и конец отчетного периода.

· Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций. Отражается сумма, которую организация вложила в паи и акции других организаций;

· Государственные и муниципальные ценные бумаги (счет 58 «Долговы ценные бумаги»);

· Ценные бумаги других организаций (счет 58 «Долговые ценные бумаги»);

· Предоставленные займы (счет 58 «Предоставленные займы»);

· Депозитные вклады (счет 55 «Депозитные счета»);

· Прочие (вклады по договору простого товарищества и дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования);

· Итого.

Раздел VII «Дебиторская и кредиторская задолженность»(стр. 230 и 240, 620 баланса) – на начало и конец отчетного периода.

· Краткосрочная дебиторская задолженность. Обычно расшифровывают по группам задолжников;

· Задолженность покупателей и заказчиков;

· Перечисленные авансы поставщикам;

· Прочая задолженность;

· Долгосрочная дебиторская задолженность;

· Краткосрочная кредиторская задолженность. Расшифровывают в зависимости от того, кому должна организация;

· Поставщики и подрядчики;

· Полученные авансы;

· Задолженность перед бюджетом;

· Полученные кредиты и займы;

· Прочая задолженность;

· Долгосрочная кредиторская задолженность. Суммы полученных кредитов и займов расшифровываются отдельно;

· Показывается общая сумма.

Раздел VIII «Расходы по обычным видам деятельности» -по элементам затрат, информация отражается за отчетный и предыдущий год (2005г. и 2006 г.).

· Материальные затраты;

· Отчисления на оплату труда;

· Отчисления на социальные нужды;

· Амортизация;

· Прочие.

Не включаются расходы, связанные с передачей ценностей для нужд собственного производства, а также расходы возмещения виновными лицами, затраты по браку и простоям.

Раздел ХI «Обеспечения» -используется информация забалансового счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».

Указывается величина полученных и выданных обеспечений в течение отчетного года.

· Получено, всего

· Имущество, находящееся в залоге;

· Объекты основных средств;

· Ценные бумаги и иные финансовые вложения;

· Прочие;

· Выдано всего (аналитические данные по счету 009);

· Имущество, переданное в залог.

В этом разделе отдельными строками показывается сумма векселей, выданных третьим лицам или полученных от них.

Раздел Х «Государственная помощь» -на начало и конец отчетного периода.

Отражается сумма полученных дотаций, кредитов, субсидий в отчетном и предыдущем году (сч. 86).

Обеспечение санаторно-курортным лечением ветеранов, инвалидов и граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф, предусмотрено федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими законами. В эти законы внесены соответствующие изменения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. Суть этих изменений заключается в том, что бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением указанных категорий граждан включено в набор социальных услуг, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. и от 29 декабря 2004 г.

Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 862, а порядок финансирования расходов по предоставлению указанным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора этих услуг — постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. №864.

Некоторым категориям граждан предоставлено право получать денежную компенсацию расходов на санаторно-курортное лечение. Так, например, Правила санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №899, предусматривают порядок предоставления указанным лицам компенсации стоимости санаторных путевок и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно по территории РФ, а также денежной выплаты тем гражданам, которые не реализовали в течение 2-х летнего периода право на получение соответствующей компенсации.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. вопросы предоставления санаторно-курортного лечения и иных мер социальной поддержки таким категориям граждан, как труженики тыла, ветераны труда, граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Следовательно, регулирование общественных отношений по предоставлению указанным гражданам санаторно-курортного лечения осуществляется нормативными актами субъектов. Так, например, Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» всем перечисленным выше гражданам после 1 января 2005 г. предоставляется органами социальной защиты населения бесплатное санаторно-курортное лечение.

5. Экспертиза трудоспособности. Соответствующее состояние здоровья человека является обстоятельством, с которым могут быть связаны соответствующие правовые последствия, то есть выступает в качестве определенного юридического факта. Данный юридический факт, как и многие другие, должен быть установлен в предусмотренном законом порядке соответствующим компетентным органом.

Медицинская экспертиза производится различными органами в зависимости от ее вида. Виды медицинской экспертизы предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (разделом IX).

Экспертиза временной нетрудоспособности граждан производится в связи с их болезнью, получением увечья, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях. Порядок проведения данного вида экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Компетенцией производить экспертизу временной нетрудоспособности наделены лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам соответствующий документ, подтверждающий данный юридический факт, — листок нетрудоспособности. В отдельных случаях по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием. Лечащий врач вправе единолично выдавать листок нетрудоспособности сроком до 30 дней. На больший срок листок нетрудоспособности выдает врачебная комиссия, которая назначается руководителем медицинского учреждения.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма, иная причина). На основании листка нетрудоспособности застрахованным устанавливается пособие по временной нетрудоспособности, а женщинам-работницам — пособие по беременности и родам.

Цель экспертизы временной нетрудоспособности заключается не только в том, чтобы констатировать данный факт, но и чтобы определить необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а при наличии у гражданина признаков инвалидности принять решение о направлении его в установленном порядке на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертиза — самостоятельный вид медицинской экспертизы, которая производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Гражданин или его законный представитель имеет право по своему заявлению пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы.

Основное назначение медико-социальной экспертизы — определить в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Данный вид медицинской экспертизы осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805 к этим учреждениям относятся: Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ, имеющие филиалы — бюро МСЭ в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Минздравсоцразвития РФ и возглавляется главным федеральным экспертом по медико-социальной экспертизе. Оно выполняет следующие функции: обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

рассматривает жалобы граждан на решения главных бюро и в случае их обоснованности изменяет или отменяет решения главных бюро; проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро, либо направленных главными бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования; осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

проводит научные исследования; формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, а также выполняет другие функции.

Главные бюро находятся в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и возглавляются главным экспертом по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ. Они рассматривают жалобы на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяют либо отменяют их решения; проводят освидетельствование граждан по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования; в рамках обслуживаемой территории формируют банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу; участвуют в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; координируют деятельность бюро и обобщают опыт их работы, а также выполняют другие функции.

Бюро проводят освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала; разрабатывают и корректируют индивидуальные программы реабилитации инвалидов; устанавливают факт инвалидности, ее группу, причину, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяют степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); определяют причину смерти инвалида, когда законодательством предусмотрены меры социальной поддержки его семьи; представляют в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных граждан призывного возраста, выполняют и другие функции.

Факт признания гражданина инвалидом подтверждается соответствующей справкой, форма которой утверждена постановлением Министерства труда и социального развития от 30 марта 2004 г. № 41. Этим же постановлением утверждена форма выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, которую обязано выдать гражданину бюро медико-социальной экспертизы.

Наряду с выпиской из акта освидетельствования инвалиду выдается также Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая содержит программы медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической реабилитации. В каждом разделе ИПР указываются сроки для выполнения рекомендованных мероприятий и отметки о их выполнении. Инвалид либо его законный представитель расписываются в ИПР, подтверждая свое согласие с ее содержанием. ИПР подписывается руководителем федерального учреждения медико-социальной экспертизы и удостоверяется печатью.

Форма ИПР утверждена приказом Минздравсоцразвития от 29 ноября 2004 г. № 287.

Военно-врачебная экспертиза выполняет сугубо специфическую функцию. Цель данного вида экспертизы: определить годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил РФ, органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности, и военнослужащих; установить у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов); определить виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются Правительством РФ. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами.

Военно-врачебная экспертиза регулируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123. Положение предусматривает создание военно-врачебных и врачебно-летных комиссий для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и органах.

В социальном обеспечении военнослужащих и других приравненных к ним категорий служащих юридическое значение имеют заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи полученных увечий, заболеваний с прохождением военной службы. Положение предусматривает следующие формулировки причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «общее заболевание». Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части, в которой гражданин проходил военную службу.

В справке указываются обстоятельства получения увечья. При отсутствии справки о травме военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.

Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны двумя и более свидетелями, проходившими военную службу вместе с освидетельствуемым в период получения телесных повреждений. При установлении причинной связи заболеваний, контузий свидетельские показания военно-врачебной комиссией во внимание приниматься не могут.

Причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу, определяется на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривают также и независимую медицинскую экспертизу (ст. 53). Однако такая экспертиза производится в случае несогласия граждан с заключением медицинской экспертизы временной нетрудоспособности либо военно-врачебной экспертизы.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством РФ. При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Основы исключают возможность независимой медицинской экспертизы при несогласии граждан с заключением медико-социальной экспертизы, что, безусловно, ограничивает права граждан и может расцениваться не иначе как дискриминация.

В соответствии с Конституцией РФ, предоставляющей гражданам право на судебную защиту, в случае несогласия гражданина с заключением по любому виду медицинской экспертизы оно может быть оспорено в суде, включая и заключение медико-социальной экспертизы.

1. Управління витратами за ред. М.Г. Грещака. – К.: КНЕУ, 2008

2. Ковтун С., Ткачук Н., Савлук С. Управление затратами. – Харьков:Фактор, 2007

Домашнее задание

Выучить материал лекции. Ответить на контрольные вопросы. Составить конспект и выучить материал по вопросу «Распределение затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений» Управління витратами за ред. М.Г. Грещака. – К.: КНЕУ, 2008