Все сферы, зрелые и незрелые, малые и большие, все солнца, луны и планеты,

Отпустить его на волю.

О, шершавая туча, что обволокла мое сердце и не хочет

И Гузекский туннель, и Бруклинский мост.

И Тихоокеанский экспресс, и Суэцкий канал, и Готардский туннель.

Пар, керосин и газ, экстренные поезда, великие пути сообщения,

Триумфы нынешних дней; нежный кабель Атлантики.

Всю землю тебе приношу, как клубок, обмотанный рельсами.

 

Уитмен испытывает интерес к материальному, вещному миру вокруг, к приметам современности. Он смело вторгается в «непоэтические» с точки зрения романтизма области поэзии. В его глазах любой жизненный материал обладает эстетической ценностью. Уитмен бесстрашно ломает каноны традиционного стихосложения. Новое содержание требовало новых форм и ритмов. Он отвергает привычные образы, поэтические размеры, рифму – «замызганную рухлядь». Поэт хочет, чтобы его стихи передавали речь простых американцев, своей ритмикой он воссоздает шум больших городов, гудки паровозов и фабрик. Это отразилось в поэтическом словаре Уитмена – он широко включает разговорные слова, прозаизмы, естественнонаучные термины.

Но ярче всего новаторство Уитмена проявилось в использовании свободного стиха – верлибра. Непривычному читателю стихи Уитмена могут показаться хаотичны набором, монотонным перечислением различных предметов и явлений. Часто его произведения называют каталогом вещного мира. Но верлибр Уитмена гибок, богат разнообразными эмоциональными оттенками. Так, исследователи заметили, что строки стихотворения «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» из цикла «Памяти президента Линкольна» ритмически напоминают рыдания человека.

 

О, могучая упала звезда!

О, тени ночные! О, слезная, горькая ночь!

О, сгинула большая звезда! О, закрыл ее черный туман!

О, жестокие руки, что, бессильного, держат меня! –

О, немощное сердце мое!

 

Основными средствами организации поэтической речи Уитмена являются:

- разнообразные виды синтаксического параллелизма;

- лексические повторы – анафора (единообразие начала строки), эпифора (единообразие конца строки);

- фонетические средства – внутренняя рифма, ассонансы, аллитерации.

- ораторские приемы – прямые обращения во 2-м лице, структуры «вопрос-ответ», повелительное наклонение.

В названии книги «Листья травы» скрыта центральная идея всего мироощущения Уитмена – чувство общности, единства всего, что существует во Вселенной. В ней совершается вечный круговорот, переход материи из одного состояния в другое.

 

Бесконечная общность объемлет все –