Организационно-методические документы.
К основным организационно-методическим документам (материалам) относятся:
- учебная программа (рабочая учебная программа) по дисциплине;
- тематический план изучения дисциплины, включая структурно-логическую схему изучения дисциплины (СЛС);
- частная методика преподавания учебной дисциплины.
Содержание, структуру и требования к разработке и утверждению рассмотрены в первом вопросе лекции.
Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на кафедре для каждой дисциплины по курсам обучения на основе учебного плана, учебной программы и приказа ректора вуза об организации учебного процесса. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя.
В тематическом плане указывается: распределение учебного времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, по семестрам и видам учебных занятий (в том числе времени, отводимого студенту на самостоятельное изучение дисциплины с указанием форм отчетности); виды учебных занятий и количество часов; тема и учебные вопросы занятия; материальное обеспечение занятия; задание на самостоятельную работу. Содержание и форма тематического плана изучения учебной дисциплины определяется вузом (форма № 2).
Тематический план рассматривается на заседании кафедры и подписывается заведующим кафедрой, утверждается проректором по учебной работе.
Тематические планы по взаимосвязанным дисциплинам должны быть согласованы между собой и обсуждены на совместном заседании взаимодействующих кафедр до представления их на утверждение проректору по учебной работе.
В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины после рассмотрения на заседании кафедры. Изменения подписываются заведующим кафедрой.
При переходе к обучению студентов по новым учебным планам и программам в тематические планы вносятся дополнения и уточнения, а при необходимости составляется отдельный тематический план (с включением в него изученного материала по данной дисциплине до введения новой учебной программы).
Частная методика преподавания учебной дисциплины является комплексным организационно-методическим документом кафедры, в котором изложен единый (примерный) взгляд кафедры на методику преподавания учебной дисциплины и обобщен передовой опыт профессорско-преподавательского состава в проведении всех учебных занятий, предусмотренных учебной программой.
Частная методика дополняет и конкретизирует тематический план изучения дисциплины и является основным документом для подготовки преподавателей к занятиям и важным средством совершенствования их методического мастерства.
Как правило, частная методика преподавания учебной дисциплины по своей форме и содержанию должна предусматривать следующие разделы:
- место и роль учебной дисциплины в формировании модели специалиста и в реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста;
- цели изучения дисциплины, требования к знаниям и умениям обучаемых по учебной дисциплине;
- принципы, формы, методы и средства обучения;
- методика проведения аудиторных занятий: лекций, семинаров, групповых и практических занятий, включая методику контроля текущей успеваемости студентов[2];
- методика организации самостоятельной работы студентов по изучению учебной программы;
- методика промежуточной аттестации студентов.
Приложениями к частной методике преподавания учебной дисциплины являются учебно-методические документы для проведения всех конкретных видов учебных занятий.
Частная методика разрабатывается наиболее опытными методистами кафедры, рассматривается на заседании кафедры, подписывается заведующим кафедрой и утверждается проректором по учебной работе не позднее завершения анализа и обобщения первого опыта преподавания дисциплины в полном объеме.