Когнитивная модель ACT (action - действие) Дж. Р. Андерсона

Когнитивная модель HAM (human associative memory) Дж. Р. Андерсона и Г. Бауэра. Эта модель постулирует чисто ассоциативную, свободную от субъективных стратегий семантическую память, где понятия образуют узлы, а грамматические и логические отношения, такие как ВРЕМЯ и ПРЕДИКАТ, — связи между ними.

Структура этой теорий отличается от структуры НАМ прежде всего значительным расширением списка операций, которые могут выполняться над репрезентированным в более или менее-традиционной форме лексическим знанием (см. рис. ниже). Сами операции репрезентированы иначе, а именно с помощью систем продукции, специфицирующих условия и характер операций («действий» — отсюда ACT). Акцент сделан на описании процессов управления в памяти. «Условиями» продукций являются значения лингвистических переменных и их комбинации, причем «действия» могут вести к модификации таких критических «условий», что в свою очередь создает «условия» для новых «действий». Всякий когнитивный акт, таким образом, потенциально способен привести к изменению всего хранящегося в памяти знания, причем полностью характер таких изменений невозможно предсказать даже с позиций создателя этой модели. В отличие от предыдущей модели ACT не только отвечает на простые вопросы о заученных ранее предложениях, но и способна на простые умозаключения. Дж. Р. Андерсон показал, что формальный аппарат его теории эквивалентен по своим возможностям вычислительному потенциалу машины Тьюринга — все, что может быть описано в виде комбинации дискретных символов, описывается моделью ACT.

3) модель Д. Нормана и Д. Румелхарта LNR: центре репрезентации оказывается глагольный элемент (на рис. ниже “дать”, а не существительное)

4) модель CDT (по первым буквам английского названия «теория концептуальной зависимости»), разрабатываемая Р. Шенком и Р. Абельсоном

// не для записи

(1) Поле знаний – совокупность понятий, используемых при описании предметной области, и всех отношений с их свойствами, используемых для установления связей между понятиями.

(2) Поле знаний – условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области, выявленных из системы знаний эксперта, в виде графа, диаграммы, таблицы или текста.