ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 24 страница

• поддерживать оптимальную численность диких животных и не допускать снижения их плотности ниже минимального уровня;

• вести учет численности диких животных и объемов их использования;

• применять способы пользования объектами животного мира и орудия изъятия диких животных, использование которых предотвращает причинение вреда объектам животного мира и (или) среде их обитания;

• не допускать жестокого обращения с дикими животными;

• выполнять предписания государственных органов (организаций), осуществляющих государственный контроль в рассматриваемой сфере, и их должностных лиц;

• осуществлять производственный контроль в области охраны и использования животного мира и др.

Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращаются по основаниям, возникающим на основе правомерных и неправомерных действий пользователей. К правомерным основаниям относятся:

• истечение срока пользования;

• прекращение действия документов на право пользования объектами животного мира;

• отказ от права пользования;

• ликвидация юридического лица или прекращение деятельно­сти индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право пользования;

• установление запретов на пользование объектами животного мира и (или) осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира.

Право специального пользования объектами животного мира
и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается также в результате совершения неправомерных действий, в частности:

• пользования объектами животного мира не по целевому назначению;

• неосуществления специального пользования объектами животного мира или деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, более одного года со дня получения документов на право пользования;

• систематического (более двух раз в течение двенадцати месяцев) нарушения условий, указанных в документах на право пользования объектами животного мира;

• невнесения предусмотренных законодательством платежей
в установленные сроки;

• уничтожения диких животных или снижения их плотности ниже минимального уровня плотности диких животных;

• жестокого обращения с дикими животными.

§ 4. Правовые меры охраны животного мира

Согласно Закону Республики Беларусь «О животном мире» охрана животного мира включает охрану объектов животного мира
и среды их обитания.

Охрана объектов животного мира представляет собой деятельность (в том числе воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание
и защиту диких животных), направленная на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов животного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивно­сти, предотвращение их уничтожения или иного вредного воздействия на них.

Охрана среды обитания объектов животного мира охватывает деятельность, направленную на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения естественного воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь «О животном мире» впервые закрепил понятие среды обитания объектов животного мира, что призвано обеспечить более детальное правовое регулирование мер по охране животного мира.

Охрану животного мира обеспечивают:

• специально уполномоченные государственные органы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь);

• арендаторы охотничьих и рыболовных угодий;

• пользователи животного мира и компонентов природной среды, являющихся средой его обитания, а также иные субъекты, осуществляющие охрану указанных компонентов;

• иные юридические и физические лица, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние животного мира и среды его обитания.

Законодательство предусматривает следующие меры по охране животного мира:

• установление ограничений и запретов на пользование объектами животного мира;

• установление правил по охране и использованию животного мира;

• нормирование в области охраны и использования животного мира;

• проведение субъектами хозяйственной деятельности мероприятий, обеспечивающих предупреждение или компенсацию возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания;

• воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных;

• содержание и (или) разведение диких животных в неволе для сохранения биологического разнообразия животного мира, генетического фонда диких животных;

• создание зоологических коллекций;

• регулирование распространения и численности диких животных;

• осуществление защиты диких животных;

• регулирование ввоза и вывоза из Республики Беларусь, изъятия, содержания и (или) разведения в неволе, экспонирования диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и (или) дериватов, а также охрана мест их обитания;

• объявление особо охраняемых природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия животного мира;

• организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных в период их размножения, нагула, зимовки и миграции;

• принятие мер по улучшению, восстановлению среды обитания объектов животного мира;

• организацию научных исследований в рассматриваемой сфере;

• государственный контроль, государственный учет, ведение государственного кадастра и мониторинга животного мира и др.

Законодательством предусмотрена возможность установления ограничений или запретов в области охраны и использования животного мира, а также на осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира; осуществление отдельных видов деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира; пользование дикими животными отдельных видов, в отдельных угодьях, в определенные сроки, с использованием отдельных орудий изъятия диких животных, отдельными способами.

Воспроизводство диких животных представляет собой естественный (регулируемый или нерегулируемый) или искусственный процесс возобновления диких животных, восстановления их качественных и количественных характеристик в составе популяции. Воспроизводство диких животных обеспечивается путем создания условий для их естественного и искусственного воспроизводства. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие специальное пользование объектами животного мира, должны планировать, финансировать и осуществлять мероприятия по воспроизводству диких животных. Вселение (включая расселение) диких животных в угодья осуществляется в соответствии с проектами охотоустройства, рыбоводно-биологическими и биологическими обоснованиями с соблюдением требований, установленных законодательством. Интродукция, реинтродукция, акклиматизация, скрещивание диких животных осуществляются по разрешению, выдаваемому Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном им порядке при наличии соответствующего заключения Национальной академии наук Беларуси.

Важным направлением охраны животного мира является охрана диких животных, относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных, включенным
в Красную книгу, а также к видам диких животных, подпадающим под действие международных договоров. Республика Беларусь является участницей Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных, Конвенции об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Конвенции о биологическом разнообразии, Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологиче­ском разнообразии.

§ 5. Правовой режим зоологических коллекций

Зоологические коллекции представляют собой определенным образом упорядоченную, документированную совокупность (два и более) диких животных, их частей и (или) дериватов, представляющую научную, образовательную, историческую или эстетическую ценность либо имеющую значение для сохранения генетического фонда, биологического разнообразия диких животных, в том числе относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Порядок создания, пополнения, учета, вывоза зоологических коллекций определяется Законом Республики Беларусь «О животном мире», Положением о зоологических коллекциях, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, и иными нормативными правовыми актами.

Зоологические коллекции создаются в научных, учебно-воспитательных, культурно-просветительских и эстетических целях.

Создание и пополнение зоологических коллекций производятся путем:

• изъятия диких животных, их частей и (или) дериватов;

• приобретения объектов зоологических коллекций с соблюдением установленного законодательством порядка;

• выделения из зоологической коллекции части, самостоятельно обладающей достоинствами зоологической коллекции;

• осуществления иных действий, не запрещенных законодательством.

Совокупность диких животных, их частей и (или) дериватов признается зоологической коллекцией с момента ее регистрации Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом заключения Национальной академии наук Беларуси.

Изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды в целях создания и пополнения зоологических коллекций осуществляется бесплатно на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При этом разрешения на изъятие животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд выдаются в исключительных случаях указанным Министерством при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси.

Зоологические коллекции подлежат государственному учету
в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения Республиканской экспертной комиссии по зоологическим коллекциям (далее – РЭК). Государственный учет зоологических коллекций включает: регистрацию заявлений владельцев собраний объектов зоологических коллекций; оценку собраний объектов зоологических коллекций РЭК; регистрацию зоологических коллекций с присвоением им учетного номера; выдачу удостоверений владельцам особо ценных зоологических коллекций.

Зоологическим коллекциям может быть присвоен статус «особо ценных» в случаях, если они имеют особую научную, культурно-просветительную и историческую ценность или содержат:

• объекты животного мира, торговля которыми ограничена и за­прещена в соответствии с международными договорами;

• объекты животного мира, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

• типовые серии видов животных в соответствии с единой международной классификацией;

• свыше 10 тысяч объектов.

Особо ценными коллекции могут быть признаны по заявлению ее владельца либо по инициативе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения РЭК. Владельцам таких коллекций в установленном порядке может быть оказана материальная помощь в целях пополнения и обеспечения надлежащего содержания (хранения) и сохранности коллекций, а также предоставляться преимущественное право на изъятие объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд для пополнения коллекций.

Владельцы зоологических коллекций обязаны ежегодно представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь сведения о пополнении коллекций новыми объектами; представлять дополнительные сведения о зоологических коллекциях и их объектах по запросу Министерства; использовать коллекции (или их части) в соответствии
с законодательством Республики Беларусь, обеспечивая при этом их надлежащее содержание (хранение) и сохранность; при отчуждении коллекций и их частей уведомить об этом названное Министерство.

Ввоз на территорию Республики Беларусь зоологических коллекций и их частей осуществляется их владельцами в соответствии с законодательством о зоологических коллекциях, а вывоз за ее пределы, кроме того, на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы объектов зоологических коллекций, международная торговля которыми запрещена или ограничена в соответствии
с международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, производятся в соответствии с законодательством Республики Беларусь и правилами этого международного договора. Запрещается вывоз за пределы Республики Беларусь объектов зоологических коллекций, относящихся к видам животных, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.

 

§ 6. Ответственность за нарушение законодательства
об охране и использовании животного мира

За нарушение законодательства об охране и использовании животного мира установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

• нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4 КоАП);

• нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8 КоАП);

• нарушение требований законодательства об охране диких животных и среды их обитания (уничтожение или повреждение муравейников, гнезд, нор или других мест обитания диких животных и др.), нарушение законодательства о зоологических коллекциях, а равно самовольные переселение, акклиматизация или скрещивание животных (ст. 15.32 КоАП);

• незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений (ст. 15.33 КоАП);

• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных или совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания (ст. 15.34 КоАП);

• нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 15.35 КоАП);

• незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных (ст. 15.36 КоАП);

• нарушение правил охоты (ст. 15.37 КоАП).

Независимо от назначенного административного взыскания за ряд административных правонарушений в данной сфере может применяться специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 7.1 КоАП специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санк­ции соответствующей статьи КоАП.

К уголовно наказуемым деяниям в соответствии с УК относятся:

• экоцид, в частности, умышленное массовое уничтожение животного мира (ст. 131 УК);

• нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности гибель животных с причинением ущерба в крупном или особо крупном размере либо гибель животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (ст. 280 УК);

• незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК);

• незаконная охота (ст. 282 УК);

• нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283 УК).

Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате правонарушения, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», а при невозможности такого определения – по фактическим затратам на воспроизводство объектов животного мира и (или) на восстановление нарушенного состояния среды их обитания. Вред исчисляется кратно к установленным таксам при незаконном изъятии или уничтожении диких животных:

• подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), в двойном размере;

• относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, в тройном размере;

• относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и одновременно являющимся образцами СИТЕС, в тройном размере;

• обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, в тройном размере;

• рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено,
в тройном размере;

• орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва,
в пятикратном размере.

Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция подлежат обязательному изъятию, а при невозможности изъятия взыскивается их стоимость в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты

1. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 172. – 2/1354.

2. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 марта 2003 г., № 102 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 32. – 1/4443.

3. О правопреемстве Республики Беларусь в отношении Конвенции об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение, особенно в качестве мест обитания водоплавающих птиц: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 мая 1999 г., № 292 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 41. – 1/377.

4. О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь, 10 июня 1993 г., № 2358–XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 27. – Ст. 347.

5. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения: Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 20 декабря 1994 г., № 3462–XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1995. – № 24. – Ст. 339.

6. О присоединении Республики Беларусь к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии: Закон Респ. Беларусь, 6 мая 2002 г., № 97З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 53–54. – 2/846.

7. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 8 декабря 2005 г., № 580 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2006 г., № 574; 23 окт. 2006 г., № 630; 30 апр. 2007 г., № 207) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 196. – 1/6996; 2006. – №151. – 1/7931; № 179. – 1/8023; 2007. – № 110. – 1/8549.

8. Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 8 декабря 2005 г., № 580 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2006 г., № 574; 23 окт. 2006 г., № 630; 30 апр. 2007 г., № 207) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 196. – 1/6996; 2006. – №151. – 1/7931; № 179. – 1/8023; 2007. – № 110. – 1/8549.

9. Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 580 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2006 г., № 574; 23 окт. 2006 г., № 630; 30 апр. 2007 г., № 207) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 196. – 1/6996; 2006. – №151. – 1/7931; № 179. – 1/8023; 2007. – № 110. – 1/8549.

10. Положение о зоологических коллекциях: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 26 мая 1997 г., № 581 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1997. – № 15. – Ст. 573.

11. Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга животного мира и использования его данных: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 17 мая 2004 г., № 576 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 77. – 5/14252.

12. Положение о лицензировании ведения охотничьего хозяйства: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2005 г., № 1551 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17040.

13. Положение о лицензировании ведения рыболовного хозяйства: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2005 г., № 1550 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17039.

14. Правила отлова диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 698 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 90. – 5/22399.

15. Правила добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 699 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 90. – 5/22407.

16. Правила пользования дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., № 700 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 90. – 5/22408.

17. Об утверждении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 9 июня 2004 г., № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 104. – 8/11122.

18. Инструкция о порядке выдачи разрешений на изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений
и диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 июня 2005 г., № 32 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 108. – 8/12827.

ГЛАВА XVII. Правовая охрана
атмосферного воздуха

§ 1. Атмосферный воздух
как объект правовой охраны

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.

Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.

Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.

Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.

Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмо­сферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

§ 2. Государственное управление в области охраны
атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, включая Департамент по гидрометеорологии указанного министерства, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение осуществления органами государственного управления и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами мероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнения условий выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него,
а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха. Государственный контроль за соблюдением правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции осущест­вляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.

Республиканские органы государственного управления обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством
и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
и снижения вредного физического и иного воздействия на него,
а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух на подведомственных им субъектах хозяйствования (ведомственный контроль).