ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 23 страница

Местные исполнительные и распорядительные органы в целях охраны и защиты лесов организуют ежегодно разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и лесопользователями мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; утверждают оперативные противопожарные мероприятия; предусматривают на периоды особо высокой опасности возникновения пожаров в лесах создание пожарных подразделений и обеспечивают содержание их в готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара; организуют регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах; обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов на территории области, района.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, организуют ежегодно разработку и выполнение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; проводят противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимают меры по предотвращению и пресечению лесонарушений; проводят мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними; оказывают содействие лесопользователям в проведении работ по противопожарному обустройству участков лесного фонда, переданных им в пользование; обеспечивают своевременную ликвидацию очагов возгорания леса, координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса; осуществляют другие мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса, предусмотренные законодательством.

Лесопользователи обязаны проводить работы способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесов; осуществлять мероприятия по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса, предусмотренные договорами и разрешительными документами; разрабатывать, утверждать и реализовывать в установленные сроки планы противопожарных мероприятий; в случае обнаружения очагов возгорания леса обязаны срочно сообщить об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по ликвидации очагов возгорания леса; соблюдать санитарные правила в лесах.

Юридические и физические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с юридиче­скими лицами, ведущими лесное хозяйство, и местными исполнительными и распорядительными органами технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов.

Законодательство предусматривает также необходимость защиты лесов как системы мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (ст. 1 ЛК). Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:

• организацию авиационной охраны лесов;

• проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними;

• осуществление противопожарного и санитарного благоустройства лесов;

• своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;

• ограничение пребывания граждан в лесах и осуществления лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств;

• осуществление работ в лесу способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;

• предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса.

§ 5. Ответственность за нарушение
лесного законодательства

За нарушение лесного законодательства установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Примерный перечень действий, влекущих наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании лесов, предусмотрен ст. 97 ЛК.

КоАП предусматривает наступление административной ответственности за следующие правонарушения:

• нарушение права государственной собственности на леса (ст. 10.3);

• нарушение порядка использования лесосечного фонда (ст. 15.21);

• незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности в лесах (ст. 15.22);

• нарушение правил лесных пользований (ст. 15.23);

• нарушение правил использования участков земель лесного фонда (ст. 15.24);

• повреждение сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, самовольное сенокошение (ст. 15.25);

• самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова (ст. 15.28);

• нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29);

• загрязнение леса (ст. 15.30);

• уничтожение или повреждение информационных знаков на землях лесного фонда (ст. 15.31).

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, вправе должностные лица, на которых возложены функции государственной лесной охраны.

К уголовно наказуемым деяниям относятся:

• загрязнение леса, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 275 УК);

• уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 276 УК);

• незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы, повлекшие причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере
(ст. 277 УК).

При этом в названных статьях УК крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в восемьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупным – в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Наряду с административной и уголовной ответственностью
к правонарушителям применяетсягражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими
и радиоактивными веществами, отходами, повреждение или уничтожение аншлагов, указательных знаков и иных объектов лесохозяйственного назначения, а также допустившие другие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных законодательством. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» установлен таксовый способ исчисления размера вреда, причиненного лесонарушениями. Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможности изъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость. Вред возмещается в добровольном либо судебном порядке.

Нормативные правовые акты

1. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004. – № 39. – 2/1020; № 123. – 2/1059; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 106. – 2/1229.

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г., № 37-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 62. – 2/780; 2004. – № 126. – 2/1062.

3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79.– 1/4779; 2004. – № 71. – 1/5490; 2004. – № 176. – 1/5987; 2004. – № 161. – 1/5931; 2005. – № 7. –
1/6166; 2005. – № 40. – 1/6300; 2005. – № 103. – 1/6560; 2005. – № 142. – 1/6770; 2005. – № 193. – 1/6990.

4. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 214 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 118. – 1/8576.

5. Правила отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 214 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 118. – 1/8576.

6. Порядок предоставления участков лесного фонда юридическим лицам для осуществления лесопользования в научно-исследователь­ских и учебно-опытных целях и пользования этими участками: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 13 июля 2001 г., № 1047 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 70. – 5/6417; 2004. – № 154. – 5/14885.

7. Порядок ведения государственного учета лесного фонда: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 12 июля 2001 г., № 1032 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 67. – 5/6385; 2004. – № 154. – 5/14885.

8. Вопросы Мин-ва лесного хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 марта 2004 г., № 298 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 52. – 5/13979; 2004. – № 154. – 5/14885; 2006. – № 6. –
5/17040; 2006. – № 73. – 5/22271; 2006. – № 90. – 5/22410.

9. Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 декабря 2005 г., № 1551 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17040.

10. О кадастровой стоимости земель лесного фонда: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2007 г., № 384 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007.– № 81.– 5/24947.

11. Об утверждении Положения о порядке формирования такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 мая 2007 г., № 708 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. – № 135. – 5/25319.

12. Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования: Постановление М-ва лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 20 марта 2001 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 39. – 8/5499; 2006. – № 37. – 8/14048.

13. Положение об аренде участков лесного фонда: Постановление Комитета лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 6 дек. 2001 г., № 19 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 15. – 8/7687; 2005. – № 43. – 8/12268.

14. О предоставлении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и утверждении форм документов по делам об административных правонарушениях: Постановление М-ва лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 21 мая 2007 г., № 12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 1350. – 8/16553.

15. О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 1993 г., № 750 (с изм. и доп. от 25 нояб. 2002 г., № 1638; 22 сент. 2004 г., № 1179) // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1993. – № 31. – Ст. 604; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2002. – № 133. – 5/11532; 2004. – № 154. – 5/14885.

ГЛАВА XVI. Правовое регулирование охраны
и Использования животного мира

§ 1. Животный мир как объект охраны и использования

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире»*, животный мир – это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе.

Исходя из приведенного определения, в состав животного мира входят не все животные, а только дикие. Согласно ст. 1 Закона к ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также дикие животные в неволе (отловленные из среды их обитания, их потомство, содержащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы). Признаком, отграничивающим диких животных от домашних, служит тот факт, что дикие животные возникают и существуют в основном естественным путем без значительного контроля человека105. При этом следует иметь в виду, что в ряде случаев воспроизводство диких животных в значительной мере поставлено под контроль человека (например, редких и исчезающих видов животных, ценных пород рыб, животных, являющихся объектами охоты).

Животные, входящие в состав животного мира, находятся в пространственных пределах государства. Прибывающие в ходе миграции через государственные границы дикие животные автоматически включаются в состав животного мира республики и становятся объектами права государственной собственности, с чем связаны значительные колебания численности животных, входящих в состав животного мира Республики Беларусь.

Один из признаков животного мира как объекта экологических правоотношений является нахождение организмов в живом состоянии. Дикие животные, умершие в силу естественных причин или умерщвленные человеком, автоматически (т. е. без оформления каких-либо документов) исключаются из состава животного мира, независимо от иных правовых последствий, например, от наступления ответственности за незаконную добычу животного.

Приведенная выше норма Закона Республики Беларусь «О животном мире» включает в состав животного мира диких животных, содержащихся в неволе. Следует отметить, что ранее законодательство содержало такой признак животного мира, как нахождение животных в состоянии естественной свободы. Аналогичная трактовка предлагается и в научной литературе, причем состояние естественной свободы рассматривается в качестве ключевого признака животного мира как объекта экологических правоотношений106. Таким образом, понятие животного мира в новом Законе расширено. Однако необходимо отметить, что дикие животные, содержащиеся в неволе, могут быть объектами лишь отдельных экологических правоотношений, в частности, по их охране, воспроизводству, вселению, созданию зоологических коллекций. При этом к ним неприменим ряд положений законодательства о животном мире, например об охране среды обитания, контроле в области охраны и рационального использования животного мира и др.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире», объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственно­сти государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. В случаях, предусмотренных законодательными актами, могут устанавливаться ограничения и запреты на использование изъятых диких животных, их частей и (или) дериватов, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, а также на использование диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.

§ 2. Государственное управление в области охраны
и использования животного мира

Государственное регулирование и управление в области охраны и использования объектов животного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Государственный контроль в области охраны и использования объектов животного мира является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется путем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области охраны, использования объектов животного мира. Государственный контроль осуществляется должностными лицами органов государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира в пределах их компетенции, а также должностными лицами государственной лесной охраны.

Статья 53 Закона Республики Беларусь «О животном мире» преду­сматривает, что в целях получения сведений о состоянии объектов животного мира, объеме, характере и режиме их использования проводится учет объектов животного мира и объемов их использования. Полученные при этом сведения используются при ведении государственного кадастра животного мира, содержащего совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, об их численности, характеристику необходимых им угодий, характеристику современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные. Пользователи животного мира обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Мониторинг животного мира является видом мониторинга окружающей среды и осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга животного мира и использования его данных. Мониторинг животного мира проводит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, иными государственными органами и Национальной академией наук Беларуси.

Мониторинг животного мира осуществляется по следующим направлениям: наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам охоты, рыболовства, включенными в Красную книгу Республики Беларусь; наблюдение за средой обитания указанных диких животных; по другим направлениям, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

§ 3. Право пользования животным миром

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире», пользование объектами животного мира представляет собой использование объектов животного мира, полезных свойств и (или) продуктов жизнедеятельности объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Право пользования животным миром в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок использования объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, права и обязанности пользователей животным миром. Использование объектов животного мира должно осуществляться способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

• охота;

• промысловая охота;

• любительское рыболовство;

• промысловое рыболовство;

• добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

• пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;

• пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;

• пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды обитания (добыча или отлов диких животных) либо без такового. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждаются лимиты на изъятие диких животных, т. е. установленные для субъектов, осуществляющих специальное пользование объектами животного мира, на определенный период времени предельно допустимые объемы изъятия диких животных.

В зависимости от оснований возникновения право пользования животным миром подразделяется на общее и специальное.

Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» в порядке общего пользования граждане осуществляют охоту; любительское рыболовство; добычу диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. При этом многие из указанных в данной статье видов пользования животным миром, отнесенных к общему природопользованию, осуществляются в разрешительном порядке и за плату, что не соответствует традиционной трактовке признаков общего природопользования в юридической литературе107. Например, граждане вправе проводить охоту при наличии ряда документов, перечисленных в ст. 27 Закона, и должны уплатить государственную пошлину за предоставление права на охоту.

Право специального пользования объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О животном мире» и иными законодательными актами, по следующим видам: промысловая охота; промысловое рыболовство; заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетиче­ских и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Основаниями возникновения специального пользования объектами животного мира выступают решения уполномоченных государственных органов, разрешения, договоры, специальные разрешения (лицензии), в частности:

• промысловая охота осуществляется пользователем охотничьих угодий, которому в установленном порядке предоставлено право на ведение охотничьего хозяйства. Промысловую охоту могут осуществлять лица, работающие у пользователей охотничьих угодий по трудовому или гражданско-правовому договору и имеющие право на охоту. Право на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты и уплатившие государственную пошлину за предоставление права на охоту. Государственное удостоверение на право охоты выдается организацией Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь гражданину, сдавшему специальный охотничий экзамен, сроком на 10 лет. Иностранным гражданам право на охоту на территории Республики Беларусь предоставляется при наличии удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства;

• промысловое рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с установленными квотами на вылов рыбы при наличии права на ведение рыболовного хозяйства. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие
у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты, выдаваемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сроком на один год каждому лицу, которое будет осуществлять промысловое рыболовство в арендованных рыболовных угодьях;

• заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, осуществляется на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с соответствующей районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, и лимитов на заготовку и (или) закупку таких животных;

• пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды их обитания осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в указанных целях осуществляется без разрешения). Изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их кладок, яиц или икры из среды обитания может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности в научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных целях на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании заключения Национальной академии наук Беларуси.

Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без выделения земельных участков и (или) водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

Закон Республики Беларусь «О животном мире» предусматривает следующие виды деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира:

• ведение охотничьего хозяйства;

• ведение рыболовного хозяйства;

• закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Право ведения охотничьего или рыболовного хозяйства возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды охотничьих или рыболовных угодий либо принятия Президентом Республики Беларусь решения об их передаче в безвозмездное пользование, при наличии лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (на ведение охотничьего хозяйства) или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (на ведение рыболовного хозяйства). Перечень юридических лиц, которым охотничьи и рыболовные угодья предоставляются в безвозмездное пользование, определяется Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Договоры аренды охотничьих и рыболовных угодий заключаются на основании решения местного Совета депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Торги на право заключения договора аренды охотничьих или рыболовных угодий организует и проводит местный исполнительный и распорядительный орган. Договор аренды охотничьих угодий заключается на срок не менее десяти лет, рыболовных угодий – на срок, указанный в договоре аренды.

Закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату на основании решений соответствующих местных Советов депутатов в соответствии с правилами добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире», пользователями объектов животного мира являются юридические лица, граждане, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право пользования объектами животного мира и (или) осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Недостатком данного определения является то, что в нем не упоминаются граждане, осуществляющие права общего пользования объектами животного мира.

Пользователи животного мира имеют право:

• осуществлять пользование объектами животного мира и деятельность, связанную с пользованием объектами животного мира,
в соответствии с законодательством и условиями их предоставления;

• получать полную, достоверную и своевременную информацию об объектах животного мира, передаваемых им в пользование;

• доступа в угодья, в которых обитают предоставленные им
в пользование объекты животного мира;

• самостоятельно выбирать разрешенные законодательством способы пользования;

• проводить вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных;

• осуществлять отлов диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания; самостоятельно распоряжаться изъятыми дикими животными, их частями и (или) дериватами, если иное не предусмотрено законодательными актами, и др.

Пользователи животного мира обязаны:

• соблюдать требования законодательства;

• выполнять условия, указанные в документах на право пользования объектами животного мира;

• осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

• обеспечивать охрану используемых ими объектов животного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий;

• своевременно вносить платежи за пользование;

• соблюдать установленные нормативы, лимиты, квоты и иные нормы изъятия диких животных;