Планы и пропорции

Линии.

Известно, что глаз останавливается на длинной линии снимка и затем движется по ней. Вертикали уводят глаз вверх, рождая ощущение высоты, по горизонтальным линиям он скользит в стороны, вширь. Таким образом, высоту предметов подчеркивают вертикали, а простор, широту пространства — горизонтали. Кроме того, рассматривая любое изображение, мы автоматически строим оси: горизонтальную и вертикальную, проходящие непосредственно через центр кадра.

Пересекающиеся (диагональные) линии- одно из проявлений правила "золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.

 

 

Использование линий - линии эмоционально воздействуют на зрителя, изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.

Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра. Точку схождения параллельных линий в перспективе лучше располагать вне центра кадра.

 

Часто используется прием использования вводящих линий - это линии, которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке "золотого сечения". Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета. Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы. Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.

 


Правило одной трети - пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и, например, поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Так же, можно вертикально разбивать кадр на три части.

 

 

В пространстве этого кадра отчетливо просматриваются три плана: передний, средний и задний (нередко говорят: первый, второй, третий). Они отделены друг от друга посредством воздушной перспективы. Воздушная перспектива хорошо передана ослаблением тона. Кроме того, композиция каждого снимка делится на пропорциональные доли. Прежде всего глаз учитывает, как располагается линия горизонта, и если композиция грамотна, то горизонт делит ее на кратные части. То же относится и к вертикальным членениям — в завершенной композиции обязательно будут соблюдены пропорциональные отношения.

Картье-Брессон признавался, что, когда после съемки он чертит на снимке основные линии, порой испытывает удивление: «замечаешь, что ты инстинктивно совершенно точно запечатлел строгие геометрические пропорции, без которых фотография была бы безжизненной и аморфной». нельзя путать с планами. Первые устанавливают композиционную зависимость на плоскости кадра, вторые делят глубину снимка.


Выделение объекта - можно произвести, настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

 

 

Выделение контрастом - при разглядывании фотографии взгляд, как правило, сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.

 

Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

 


Обрамление объекта. Интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.).

 

 

Выделение светом - позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку.

 

Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением.