Государственная система управления трудовыми ресурсами

 

Направления государственной политики в области содействия занятости населения приведены в ст. 5 Закона РФ «О занятости». При рассмотрении проблем занятости необходимо различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда».

Государственнаяполитика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

Политика на рынке труда, являясь составной частью общей политики занятости, призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих диспропорций в сфере труда. Приоритетной задачей выступает минимизация социально-экономических издержек и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, в качестве субъектов соответствующие министерство и Федеральные службы занятости в лице своих региональных центров.

Экономически активное население - относится население, занятое общественно полезной деятельностью, приносящей ему доход, и лиц, активно ищущих работу.

Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизмы их использования.

К задачам государственной системы управления трудовыми ресурсами относятся:

· принятие законов в области социально-трудовых отношений в стране;

· контроль за исполнением законов и иных нормативных документов;

· выработка и реализация политики в вышеназванной области.

Государственными и иными органами, образующими систему управления трудовыми ресурсами страны являются следующие.

1) Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой.

2) Органы исполнительной властиосуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Президент формирует Правительство, которое обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

3) Судебные органыосуществляют правосудие: разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства, наказание нарушителей. Судебную власть представляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, федеральные суды, министерство юстиции РФ.

Важная роль в области социально-трудовых отношений принадлежит системе социального партнерства. Она строится в соответствии с законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных и отраслевых соглашений. Важная роль в социальном партнерстве отводится профсоюзам.

В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:

· традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР — Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 110 региональных и отраслевых профобъединений, насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90% общего числа членов профсоюзов в России;

· альтернативные профсоюзы демократической ориентации — объединяют более 300тыс. человек, входящих в 25 официально зарегистрированных и 25 незарегистрированных альтернативных профсоюзных организаций. Возникли на волне массовых забастовок лета 1989г.;

· локальные профсоюзы — немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города;

· профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн. человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы содействуют развитию предпринимательства, а не защите прав наемных работников.

Международная организация труда (МОТ) создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций в 1919 году. Ее основание было вызвано осознанием факта, что именно социальные конфликты явились одной из причин первой мировой войны. В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Россия является преемницей СССР в международных организациях, в международных договорах и обязательствах с 1934 по 1940 год и после Второй мировой войны с 1954 года.

В настоящее время в деятельности МОТ признаны наиболее важныминаправления:

· содействие демократии;

· борьба с бедностью;

· защита трудящихся.

К основным целям МОТ следует отнести содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. Исходя из этих целей, основными задачами являются:

· разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

· разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;

· помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

· защита прав человека;

· борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

· разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

· разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, трудящихся-мигрантов).

В общую сложную, многослойную структуру МОТ входят:

· Международная конференция труда (МКТ) - высший орган организации. Ежегодно проходит в Женеве, где каждое государство представлено четырьмя делегатами с правом решающего голоса;

· региональные конференции – созываются по мере необходимости для обсуждения вопросов, представляющих интерес для данного региона;

· отраслевые комитеты – рассматривают социально-трудовые проблемы;

· Административные советы – исполнительным орган;

· Международное бюро труда (МБТ) – постоянный секретариатом МОТ, ее административный, исполнительный, исследовательский и информационный центр.

Отличительная черта Международной организации труда - ее трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами и организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп, как было указано выше, представлены и совещаются на равных основаниях, на всех уровнях МОТ.

Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принимаемые МОТ, содержащиеся в которых международные стандарты труда представляют собой одно из достижений современной цивилизации. Конвенция– это международный правовой акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения.