Немецкий идеализм.

Философия Просвещения.

Философия французского Просвещения.

Утилитаризм просвещения. Ф. Вольтер против теодицеи и провиденциализма. Воспитание как способ формирования личности; функция просвещенного монарха.

Ж.Ж. Руссо о естественном и цивилизованном состоянии. Необходимость заключения общественного договора по Руссо. Познание как ощущение и восприятие. Кондильяк: концепция «статуи». Д.Дидро. Антиномический характер диалектики Просвещения; антиномия и парадокс.

 

Философия английского Просвещения.

Установка английских просветителей на «естественного индивида», его разум и свободу. Материалистическая линия Просвещения (признание самодвижения материи). А.Коллинз . Дж. Толанд .

Томас Гоббс (1588-1679).Гоббс о философии, ее роли в системе человеческих знаний. Учение Гоббса о человеке. О свободе и необходимости. Естественное состояние человеческого рода: равенство, взаимное недоверие. Учение Гоббса о государстве.

Просветительские идеи в учениях английских моралистов. Ф.Шефтсбери Ф.Хатчесон (1694-1746).

 

Философия немецкого Просвещения.

Основные линии и направления философии немецкого Просвещения. Метафизика Хр.Вольфа . Хр.Томазий (1655-1728) как родоначальник эмпирико-психологической линии в философии немецкого Просвещения. И.Г.Гердер .Критика механистической картины мира; идеи историзма и эволюционизма. Эстетическая мысль немецкого Просвещения (Лессинг и др.).

 

И.Кант - родоначальник немецкой классической философии.

«Критика чистого разума» . Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Априоризм пространства и времени; априоризм категорий. Явления и ноумены.Трансцендентальная диалектика Канта; обоснование перехода от теоретического к практическому применению разума. Морально-практическая философия Канта. Природа и свобода. Категорический императив как универсальный нормативный критерий. «Критика способности суждения» Канта и формирование субъекта эстетического вкуса. Эстетическое суждение как посредника между теоретическим знанием и нравственным решением.

 

Немецкая классическая философия.

 

Философия И.Г. Фихте .Трансценденентальный идеализм.И.Г.Фихте. Философия как наукоучение. Принцип духовно-практической деятельности в рамках познания; соотношение практического и творческого Я. Принцип связи объекта и субъекта познания, не-Я и Я. Соотношение сознательного и бессознательного в философии Фихте.

Философия В.Ф.И. Шеллинга .Французская революция XVIII в. и философия Шеллинга. Натурфилософия Шеллинга: учение о мировой душе; диалектика природного прогресса. Трансценденентальный идеализм; идея художественного творчества; проблема сознательного и бессознательного. Философия тождества Философия мифологии и откровения.

Философия Г.В.Ф.Гегеля .Общая характеристика гегелевской философии.

Основные принципы философии Гегеля. Принцип развития как базисный принцип гегелевской системы; «тройственная схема» развития ; роль отрицательности. Суть спекулятивного – диалектического замысла гегелевской системы. Субстанциализация и онтологизация мышления: их смысл и значение. Идея субстанции. Понятие «абсолютной идеи» и его отличие от понятия «абсолютный дух»; движение «абсолютной идеи» к «абсолютному духу».

«Наука логики» : создание диалектической логики. Диалектика самодвижения понятия.«Энциклопедия философских наук» (логика, философия природы и философия духа). «Философия права» как философия освобождения человека. Свобода как исходная и центральная категория гегелевской социальной философии.

 

Формирование основных направлений современной западной философии 2-й. пол 19 – нач. 20 вв.

Философия Л.Фейербаха.

Творческий путь Л.Фейербаха. «Сущность христианства» Л.Фейербаха и формирование философской антропологии. Религия как форма проявления сущности человека. Этика любви. «Я» и «Ты» в философии Л.Фейербаха.

 

Учение К.Маркса и его место в истории философии.

Формирование гегелевской школы в Германии (20-30-е годы XIX в.). ). Основные темы философии гегельянства: философский критицизм, историзация абсолюта, отчужденное сознание).

Философия Карла Маркса, ее эволюция и основные идеи.Маркс и проблема отчужденных форм сознания. Философия истории Маркса. Идея прогресса -гегелевские истоки и марксово истолкование. Европоцентризм и абстрактная «всеобщность»философии истории Маркса.Философская антропология Маркса. Конфликтность как основная характеристика социального праксиса.

 

Неокантианство.

Основные школы и представители неокантианства. Ориентация на математическое естествознание в Марбургской школе неокантианства. Понятия субстанции и функции в учении Э.Кассирера. Баденская школа неокантианства. В.Виндельбанд об истории и естествознании. Противопоставление наук о природе наукам о культуре в философии Г.Рикерта. Неокантианство и социология М.Вебера

 

Исторические формы позитивизма ( 19- 20 вв).

 

Западная цивилизация, периоды ее развития, отличие от других мировых культур, проблема «модернизации».

«Первый» позитивизм. Отношение философии и «положительной науки» в позитивизме О.Конта. «Основной закон развития человеческого духа» в философии истории Конта. Позитивизм в Англии. Г.Спенсер об отношении науки и религии. Учение об эволюции. Д.С.Милль о психологических основаниях логики.

Дарвинизм и «социал-дарвинизм» второй половины XIX в. Развитие позитивизма в конце XIX века . Эмпириокритицизм Э.Маха.

 

Аналитическая философия.

Развитие математической логики и естествознания. Логицизм Рассела и Уайтхеда. Логический атомизм. «Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна. Логический позитивизм Венского кружка.

Критика метафизики, критерии демаркации научного и ненаучного знания. Проблемы верификации, аналитических и синтетических суждений. Дискуссия о «протокольных предложениях». Физикализм и конвенционализм в учении о базисных суждениях. Синтаксис, семантика и прагматика. Лингвистическая философия. «Поздний» Витгенштейн о «семейных сходствах», «языковых играх» и «формах жизни».

 

Философия науки.

Критический рационализм К.Поппера. Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знания. . Концепция «третьего мира». Социально-политические воззрения Поппера, критика историцизма и релятивизма.Концепция «исследовательских программ» И.Лакатоса. Т.Кун о «научных революциях». «Парадигма» и «нормальная наука». Проблема несоизмеримости научных теорий. Методологический анархизм П.Фейерабенда.

 

Формирование антропологического направления.Философия жизни.

Философия Ф.Ницше. Эволюция воззрений Фр.Ницше, основные его произведения. «Аполлоновское» и «дионисийское» начала культуры в «Рождении трагедии из духа музыки». «Воля к власти». Учение о нигилизме. «Вечное возвращение» . Ницше о «смерти Бога».

 

«Философия жизни».

Основные черты «философии жизни». Витализм и психологизм в трактовке «жизни». Описательная психология и герменевтика В.Дильтея. Противо- поставление «наук о духе» и «наук о природе». Инстинкт, интеллект, интуиция в «Творческой эволюции» А.Бергсона. Критика интеллектуализма. Морфология культуры О.Шпенглера. Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы».

 

Феноменология.

Критика психологизма и историцизма в трудах Э.Гуссерля. Метод феноменологической редукции, ее ступени. Понятие интенциональности сознания,ноэзиса и ноэмы. Трансцендентальный идеализм Гуссерля. Интуитивное усмотрение сущностей. Критика физикализма и объективизма науки в «Кризисе европейских наук». Учение о «жизненном мире».Основные направления развития феноменологии. Интуитивное усмотрение сущностей и этика М.Шелера. Экзистенциальная феноменология М.Мерло-Понти.