Упражнения и задачи

По русской философии

Богопознание — процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество — категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

Всеединство — категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Всемирная церковь — категория в философии В. С. Соловьева,

означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы:

Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.

Западники — сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.

Мессианизм— черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над ней и управления процессами социальной жизни.

«Москва — третий Рим» — доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.

Русская идея— национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Русский философский ренессанс— период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX в. и оканчивающийся в 50-х гг. XX в. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т. п.

Свобода человека— категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и Бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящимися в подоснове бытия — Ungrund, существующем прежде Бога.

Славянофилы— сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к Нравственным ценностям.

Соборность — объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.

Философия русского просвещения — философия России XVIII в., в которой основными проблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.

 

(второй уровень понимания материала)

1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

 

4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

5. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.

 

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

«...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

 

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность* истинна?

7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?

8. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?

9. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, Какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).

10. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций:

а) формационного подхода;

б) цивилизационного подхода?

«Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

«Евразия — это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия — это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

«Русским чужда мистика расы й крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, Г. Флоровский).