ИКТ-компетентность

«Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся»

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.Основные черты современных ИТ:компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

ИКТ-грамотность определяется сформированностью следующих навыков и умений:

- определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации - из текста выделить главную мысль, составить кроссворд, представить текст в виде рисунка, составить определение понятия, выделять существенные признаки объектов;

- доступ к информации - умение собирать и/или извлекать информацию - поиск информации в книге, в тексте, в Интернете, умение делать запрос при подготовке к докладу, презентации;

- управление информацией - умение применять существующую схему организации или классификации - подчеркнуть лишнее, обвести нужное, провести классификацию объектов или по классификации привести примеры;

- интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных - объяснять своими словами то или иное понятие, нарисовать схему связей понятий, разработать план действий при решении информационной задачи;

- оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации - при подготовке к докладам, презентациям выбирать нужные книги, сайты;

- создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее - подготовить доклад, реферат, сообщения по теме урока;

- сообщение информации - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении - оформление созданных работ в виде доклада, реферата, презентации, передача информации по электронной почте.

А под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

 

(35)

В результате изучения всех без исключения предметовна ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными[3] информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.