Преемственность

Использование ИКТ

Модель системы УУД

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой формирование и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.

Модель системы УУД представлена на схеме, демонстрирующей взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД. Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.

 

(26а) * Система учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Подробнее возможностям формирования различных видов УУД при изучении конкретных учебных предметов будут посвящены следующие лекции

В условиях информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий.

Существующая образовательная система испытывает трудности в процессе организации преемственности обучения. Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. При этом переживаемые учащимися трудности переходных периодов имеют много общего. Целенаправленное формирование универсальных учебных действий, и как следствие – формирование умения учиться, играет большую роль в преодолении существующих трудностей и решении проблемы преемственности обучения.

Программа формирования универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

 

Составными частями программы формирования универсальных учебных действий, с одной стороны, и самостоятельными программами, направленными на достижение метапредметных результатов, с другой стороны, являются «Программа «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся».

«Программа «Чтение. Работа с текстом»