Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма образования

Различия в понимании обучения

Новые подходы

Смена ценностных ориентиров образования

 

За последние десятилетия в обществе произошла смена ценностных ориентиров образования. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 

Это нашло отражение в создании новых подходов:

- деятельностно-ориентированное учение и обучение;

- учение, ориентированное на решение задач (проблем);

- учение, ориентированное на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями;

- учение в процессе решения задач, имеющее непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни;

- проектная деятельность.

По сути, происходит переход – от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» – к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Это находит свое выражение в таких направлениях психолого-педагогической науки и практики:

- развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

- планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- педагогика развития (Л. В. Занков);

- психопедагогика «живого знания» (В. П. Зинченко);

- культурно-историческая смысловая педагогика вариативно-развивающего обучения (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург);

- личностно-ориентированное образование (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.);

- школа диалога культур (В. С. Библер) и др.

 

(10)* Ценностные ориентиры начального общего образования

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представленияоб идеальном типе личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентирах образования, обеспечивающего формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.