План-конспект
Основные течения в культуре и искусстве XIX – XX вв (в живописи и литературе они проявились ярче всего) : романтизм, реализм, натурализм, модернизм, авангардизм, постмодернизм
I. Романтизм как творческий метод XIX – XX вв - «необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах»
1. Эстетика романтизма:
- На принципах свободы, равенства, братства – преобразование общества
- В центре романтизма: духовная жизнь личности
- Преобладание субъективного над объективным
- Утверждение диалектического единства идеального и материального
- Герой отвергает законы, которым подчиняются все.
- Экзотика, сила, возвышенность.
- Интуитивная и подсознательная
- Фантастичность и условность
- Творческая активность автора:
ü Право на преобразование реальности
ü Творческая свобода
- Трагизм героя
- Отдаленность во времени и пространстве
2. Авторы романтизма:
- М. Лонгфелло «Песнь о Гайявате»
- Джордж Байрон «Корсар», «Дон Жуан»
- П. Шелли «Королева Маб»
- В.Скотт «Айвенго»
- В.Гюго «Собор Парижской богоматери»
- Александр Дюма «Три мушкетера»
- Ж. Санд «Консуэлло»
- Гофман «Крошка Цахес», «Щелкунчик» и «Мышиный король»
- Ф. Купер «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой»
- В. Вордсворд «Лирическая баллада»
- А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- Братья Гримм «Детские и семейные сказки»
- Эдгард По «Черный кот»
- В. Блейк
- А. де Ламартин
- М. Лермонтов – лирика
- В. Гете – драма
II. Реализм как творческий метод – «типичный герой в типических обстоятельствах», социально-экономическая детерминация героев и сбытий
1. Эстетика:
- Типизация образов и обстоятельств
- Правдивые исторически-конкретные изображения характеров и обстоятельств
- Детерминация характера – социально-исторической средой
- Изображение жизни в формах самой жизни
- Разнообразие художественных форм
2. Критический реализм:
- Искусство утраченных иллюзий
- Не восприятие социальной действительности
- Разоблачение
- Социологический и психологический анализ
- Гуманизм
- Народность
- Ответственность личности перед историей
- Приговор действительности
- Острая критическая направленность
3. Авторы:
Стендаль
Бальзак
Флобер
Диккенс
Толстой
Мопассан
Чапек
Кэррол
Гейне «Германия. Зимняя сказка» ( поэма )
Гоголь
Ибсен
Дюма (Сын) «Дама с камелиями»
Б. Шоу
Беранже
Лафарг
Меринг
III. Натурализм как творческий метод (предельная степень реализма)
1. Эстетика:
- Изображение неукрашенной правды
- Отказ от каких-либо запретов
- Детерминация человека – социальными и биологическими причинами
- Использование опыта естествознания
- Схожесть с методом научного исследования
- Изображение человека как биологического существа
- Преобладание биологической природы человека над социальными обстоятельствами
2. Авторы:
Э.Золя
К. Лемонье
Ф.Норрис
Братья Гонкур
С. Крейн
А. Хольц
Й. Шпаф
М. Гауптман