План-конспект

Основные течения в культуре и искусстве XIX – XX вв (в живописи и литературе они проявились ярче всего) : романтизм, реализм, натурализм, модернизм, авангардизм, постмодернизм

I. Романтизм как творческий метод XIX – XX вв - «необыкновенный герой в необыкновенных обстоятельствах»

1. Эстетика романтизма:

- На принципах свободы, равенства, братства – преобразование общества

- В центре романтизма: духовная жизнь личности

- Преобладание субъективного над объективным

- Утверждение диалектического единства идеального и материального

- Герой отвергает законы, которым подчиняются все.

- Экзотика, сила, возвышенность.

- Интуитивная и подсознательная

- Фантастичность и условность

- Творческая активность автора:

ü Право на преобразование реальности

ü Творческая свобода

- Трагизм героя

- Отдаленность во времени и пространстве

2. Авторы романтизма:

- М. Лонгфелло «Песнь о Гайявате»

- Джордж Байрон «Корсар», «Дон Жуан»

- П. Шелли «Королева Маб»

- В.Скотт «Айвенго»

- В.Гюго «Собор Парижской богоматери»

- Александр Дюма «Три мушкетера»

- Ж. Санд «Консуэлло»

- Гофман «Крошка Цахес», «Щелкунчик» и «Мышиный король»

- Ф. Купер «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой»

- В. Вордсворд «Лирическая баллада»

- А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

- Братья Гримм «Детские и семейные сказки»

- Эдгард По «Черный кот»

- В. Блейк

- А. де Ламартин

- М. Лермонтов – лирика

- В. Гете – драма

II. Реализм как творческий метод – «типичный герой в типических обстоятельствах», социально-экономическая детерминация героев и сбытий

1. Эстетика:

- Типизация образов и обстоятельств

- Правдивые исторически-конкретные изображения характеров и обстоятельств

- Детерминация характера – социально-исторической средой

- Изображение жизни в формах самой жизни

- Разнообразие художественных форм

2. Критический реализм:

- Искусство утраченных иллюзий

- Не восприятие социальной действительности

- Разоблачение

- Социологический и психологический анализ

- Гуманизм

- Народность

- Ответственность личности перед историей

- Приговор действительности

- Острая критическая направленность

3. Авторы:

Стендаль

Бальзак

Флобер

Диккенс

Толстой

Мопассан

Чапек

Кэррол

Гейне «Германия. Зимняя сказка» ( поэма )

Гоголь

Ибсен

Дюма (Сын) «Дама с камелиями»

Б. Шоу

Беранже

Лафарг

Меринг

III. Натурализм как творческий метод (предельная степень реализма)

1. Эстетика:

- Изображение неукрашенной правды

- Отказ от каких-либо запретов

- Детерминация человека – социальными и биологическими причинами

- Использование опыта естествознания

- Схожесть с методом научного исследования

- Изображение человека как биологического существа

- Преобладание биологической природы человека над социальными обстоятельствами

2. Авторы:

Э.Золя

К. Лемонье

Ф.Норрис

Братья Гонкур

С. Крейн

А. Хольц

Й. Шпаф

М. Гауптман