Человечество живо одною

Крепко держись ее — этой cтарой правды.

Правда найдена давным-давно

Сентиментализм

Классицизм

Русская культура XVII века

Барокко как ведущий творческий метод культуры XVII века

План лекции.

Лекция № 8

Сентиментализм живописи

Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом сентиментализма считается Ж.Ж.Руссо.

Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых.

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В.Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице.

Тема лекции: Европейская культура XVII – XVIII веков

2. Рококо: между барокко и классицизмом

5. Культура Эпохи Просвещения – XVIII век

Эпиграф 1

И связала союзом благородные души;

(Гете)

Эта “старая правда” не изменяется не только от смены политических

режимов, но и от космических катаклизмов. Как известно,“небо и земля

прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мр. 13:31; Лк. 21:33). Искать ее не

надо, она найдена или открыта давным-давно или была открыта всегда.

Но что надо искать - это себя, такого себя, который способен ее встретить. Продолжая прибегать к гётевским словам, искать себя “благородного”,

себя, который состоит в союзе вот с этим обществом связанных правдой душ.

 

Эпиграф 2

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети,

И раскаянья жгучего мгла,

Есть тоска невозможных желаний,

Беспросветный нерадостный труд,

И расплата годами страданий

За десяток счастливых минут. —

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора —

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой!

(Стихи монашенки Ново-Девичьего монастыря)

Марина Цветаева об этих стихах:

«Какими средствами сделано это явно-большое дело? Никакими. Голой душою.

Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря дано самое полное

определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой

поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал

на земле… Сказать об этих строках «гениальные» было бы кощунством и

судить их, как литературное произведение — просто малость—настолько

это все за порогом этой великой (как земная любовь) малости искусства.

 

А может быть, только такие стихи и есть стихи?.. Эти стихи мои

любимые из всех, которые когда-либо читала, когда-либо писала,

мои любимые из всех на земле. Когда после них читаю (или пишу)

свои, ничего не ощущаю, кроме стыда».

Эпиграф 3

Вся “Капитанская дочка” для меня сводилась и сводится к очным встречам Гринева с Пугачевым: в метель с Вожатым (потом пропадающим) — во все с мужиком —

с Самозванцем на крыльце комендантского дома — но тут — остановка: “Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне

жилистую свою руку”. Подсказывала ли я и тут (как в том страшном сне) Гриневу поцеловать Пугачеву руку? К чести своей скажу — нет. Ибо Пугачев, я это понимала,

в ту минуту был — власть, нет, больше — насилие, нет, больше — жизнь и смерть,

и так поцеловать руку я при всей своей любви не смогла бы. Из-за всей своей любви. Именно любовь к нему приказывала мне ему в его силе и славе и зверстве руки

не целовать — оставить поцелуй для другой площади. Кроме того: раз все вокруг

шепчут: “Целуй руку! Целуй руку!” — ясно, что я руки целовать не должна.