Я такому круговому шепоту отродясь цену знала.
(Марина Цветаева. Мой Пушкин.)
Культура XVII – XVIII веков включает в себя различные творческие методы, школы, направления и течения: барокко, рококо, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм. Эта эпоха называется по разному: эпоха барокко, эпоха классицизма, Эпоха Просвещения.
Вопрос 1. Барокко как ведущий творческий метод
культуры XVII века
С переводе с итальянского это слово имеет три значения: 1 - жемчужина неправильной формы; 2 – нечто странное, вычурное, капризное, удивительное, 3 - нечто неестественное, искусственное, фальшивое.
Характерные черты всей европейской культуры XVII – XVIII веков:
- Антифеодальный характер - столкновение двух социально-экономических систем - феодализма и капитализма
- Антиклерикальный характер
- Новая художественная реальность
- Демократизация литературы
- Расцвет национальных культур и особенностей в литературе
- В XVII веке - научное постижение природы, в XVIII веке - общественная перестройка вех стран Европы. Таким образом, в XVII века в центре культуры - ПРИРОДА, в XVIII веке в центре культуры и мысли – ОБЩЕСТВО
- Основные литературно-художественные течения XVII – XVIII веков: ренессансный реализм, барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм.
Эпоха XVII века Барокко как мировосприятие, мироощущение, миропонимание, мировоззрение - барокко как сфера жизни человека, его души, чувств и мыслей:
- Ужас страданий человека
- Экзальтация
- Удивление
- Дисгармония мира
- Трагизм
- Замешательство
- Сомнения
- Суета бытия
- Экзальтация
- Стремление познать недостижимо, неопознанные, сущность бытия и смысл жизни
Барокко как характеристика культурной эпохи XVII века:
- Кризис Возрождения
- Борьба феодализма и капитализма
- Противоречия внутри одного класса – буржуазии
- Формирование европейской науки
- Пафос социальной и политической борьбы
- Новые формы гуманизма: схоластическое мышление (Средневековье) - переходит в гармоничное художественное мировосприятие (Возрождение) - переходит в строго научный подход к жизни (Просвещение)
- Произошло объединение православной и католической церквей - Брестская Уния, в г. Брест, в 1596 году, появление греко-католической церкви. Религиозная и культурная полемика
- Западная философия - Спиноза, Паскаль - ставит проблему Человек - Вселенная, речь человеческая - это искусственная знаковая система, сущность человека - мышление, именно оно объединяет человека с Богом, цель человечества - благо, внешнее и внутреннее, цель отдельного человека - добродетель добродетель ), сочетание духовных и естественных потребностей человека, а отсюда вытекает внутренний конфликт человека с самим собой
- Философия Декарта – рационалистическая
- В Украине - появление украинских магнатов, Запорожской Сечи, казачества, развитие казацкой демократии и самоуправления, выборы совета казацкой, «казацкое барокко», Киевской, Львовской, луцкие, Галицкие братства, первая Острожская Академия и Острожская Библия 91581), Киево-Могилянская академия.
Барокко как стиль, творческий метод писателей и художников, направление, течение, школа в литературе и искусстве XVII века:
- Экспрессивность
- Драматизм
- Динамизм
- Контрастность
- Метафоричность
- Аллегоризм
- Гротеск
- Символика
- Символичность деталей (виноград - древо жизни, пеликан - жертвенность, чаша - дар, ягоды - плодородие)
- Великолепие
- Украшательноство
- Искусство борьбы
- Преувеличение
- Сверхъестественность
- Фантастичность
- Противоречие 1: между мировоззрением Возрождение с его гуманизмом и мировоззрением средневековья с его аскетизмом
- Противоречие 2: вера в человека - понимание ничтожности человека
- Противоречие: чувство наслаждения жизнью - аскетизм, простота - сложность, символика - натурализм, правдоподобное - и фантастическое, сверхъестественное
Литература барокко:
- «Плутовские» романы
- Поэмы
- Трагедии
- Драматические морально-философски. Классический пример - Кальдерон, «Жизнь - это сон»
- Комедии
- Украинская литература: лучшая характеристика этого периода - в книге Чижевского «Украинский литературный барок»
- Течения литературного барокко: Испания - оккультизм, культеранизм, гонгоризм, «темный стиль», консептизм, «тяжелый стиль»; Франция - презиозна литература, Англия - евфуизм. Каролингской школа, Италия – маринизм
Архитектура барокко в Украине:
- Михайловский Златоверхий собор в Киеве
- Успенский собор Киево-Печерской лавры в Киеве
- Андреевская церковь в Киеве
- Брама Заборовского (ворота возле Софиевского собора)
Архитектура барокко в Европе
Церковь св. Присциллы в Таско-де-Аларконе — пример колониального ультрабарокко
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме
Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане архитектором Браманте (1444—1514) Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил архитектор Виньола (1507—1573). Его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Но вилле присущи уже все черты барокко: единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.
Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. В произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.