СССР в период Великой Отечественной войны.

Лекция 25.

22 июня 1941г. в 3.30 утра немецкая армия начала вторжение в пределы СССР. Это стало началом Великой Отечественной войны СССР.

Начавшаяся война с ее огромным размахом, материальными издержками и потерями, потребовала кардинального изменения всей системы политического, гос. и военного руководства. В связи с мобилизацией всех сил и ресурсов страны, использования их в интересах достижения целей войны, возникла необходимость в максимальной централизации руководства государством со сосредоточением всей полноты власти в руках одного полномочного органа. Таким органом стал образованный 30 июня 1941г. по решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР Государственный Комитет Обороны (ГКО).

Этот орган, обладавший всей полнотой власти в воюющей стране, объединял военное, политическое и хозяйственное руководство. В состав ГКО, председателем которого стал И. В. Сталин, а его замом – В. М. Молотов, вошли Ворошилов, Берия, Маленков, затем Булганин, Вознесенский, Каганович, Микоян.

ГКО обладал следующим кругом полномочий:

1.назначал и смещал командование,

2.готовил резервы для армии,

3.налаживал работу народного хозяйства для нужд войны,

4.занимался проблемой снабжения страны и армии,

5.определял распределение рабочей силы.

Работа вновь созданного чрезвычайного органа не была регламентирована какими-либо документами, не было принято положение о структуре ГКО, порядке его работы. Комитет собирался нерегулярно и никогда – в полном составе. Большинство вопросов решалось путем опросов, либо единолично председателем (Сталиным) или его замами – Молотовым (с 30.06.1941) и Берией (с 16.05.1944). Все, что касалось изменения структуры Вооруженных Сил, новой боевой техники и оружия, назначения и перемещения кадров, работы административных и карательных органов, Сталин держал под личным контролем. Председатель ГКО лично решал, кому поручить подготовку того или иного вопроса, каких военных или хозяйственных руководителей вызвать на заседание ГКО. Поскольку одни и те же лица являлись одновременно членами Политбюро, ГКО, СНК, Ставки, то, когда они собирались вместе, трудно было провести грань между этими органами.

Усилившаяся в годы войны централизация управления, концентрация всех властных функций в руках узкого круга лиц, несли в себе как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, повышалась оперативность принятия решений, не было необходимости в многочисленных согласованиях, что очень важно в военной обстановке. Но с другой стороны, гигантская бесконтрольная власть таила в себе потенциальную опасность произвола, беззакония, что имело место. Кроме того, члены правящей верхушки, обремененные многочисленными должностями, были не в состоянии постоянно контролировать выполнение стен принятых ими решений. Нередко приходилось корректировать поспешно принятые, несогласованные между собой постановления, а то и отменять их. У каждого из членов ГКО была масса официальных помощников и заместителей, отвечавших за определенные участки работы.

По мере необходимости при ГКО создавались различные временные советы и комиссии. Например, 14.02.1942г. при ГКО был образован Транспортный комитет (глава – Сталин, зам – член Политбюро А. Андреев), в обязанности которого входили планирование и регулирование перевозок на железнодорожном, морском и речном транспорте, координация работы всех видов транспорта и выработка мероприятий по улучшению их материальной базы. Не создавая собственного разветвленного аппарата на местах, ГКО руководил страной через существовавшие аппараты ЦК партии, Совнаркома, а также через местные партийные и советские органы.

В наиболее важных отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, обладавших неограниченными правами и отвечавших за выполнение заданий ГКО. Местные организации оказывали всяческое содействие уполномоченным в реализации их функций. Члены ГКО ранее входили в узкий состав Политбюро ЦК ВКП(б) – неуставной орган, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Образование ГКО не расширило права этих лиц, а лишь придало им легитимность. Полномочия ГКО, по существу, были безграничны.

За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых почти 2/3 касались проблем военной экономики и организации военного производства. Кроме того, ГКО реорганизовывал ВС, создавал различные органы управления, осуществлял кадровые перестановки, в некоторых случаях подменял собой правоохранительные органы, давая им прямые указания о вынесении приговоров без судебного разбирательства, о депортации целых народов и т.п. После окончания 2-й мировой войны ГКО был упразднен, а его функции переданы органам государственной власти.

В годы ВОВ при Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учёту и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Образовался также ряд новых наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства.

 

В основу перестройки страны на военный лад был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. 30 июня 1941г. был утвержден общий мобилизационный народнохозяйственный план, предусматривавший в кратчайшие сроки перестройку экономики на военный лад. К январю 1942г. на восток из оставленных районов были перевезены и вскоре введены в строй 1523 промышленных предприятия, в т.ч. 1360 оборонных. Для общего руководства эвакуацией был создан Совет по эвакуации во главе с Шверником; зам. – Косыгин. Указом от 26 декабря 1941г. рабочие военных предприятий объявлялись на военный период мобилизованными. Самовольный уход рассматривался как дезертирство (тюрьма от 5 до 8 лет).

 

На основе общих политических целей войны ГКО ставил перед Верховным Главнокомандованием и в целом перед страной военно-политические задачи и предоставлял необходимые ресурсы и средства для их выполнения. Стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлял через Ставку ВГК, которая была образована 23 июня 1941г., причем главкомом назначался нарком обороны маршал С. М. Тимошенко. В нее вошли начальник Генштаба Жуков, Сталин, Молотов, Ворошилов, Буденный, Кузнецов. С 10 июля и до конца войны должность Верховного Главнокомандующего занимал И. В. Сталин (с 19 июля также – нарком обороны). Приказы Ставки подписывались Главковерхом и начальником Генштаба, должность которого с июля занимал маршал Шапошников. Теперь Сталин сосредоточил в своих руках такие должности как Верховный Главнокомандующий, нарком обороны, председатель ГКО, председатель СНК, Генсек ЦК ВКП(б).

Хотя на протяжении всей войны Ставка ВГК формально оставалась органом коллегиального руководства, фактически выдвижение Сталина на все высшие военные посты означало утверждение руководства авторитарного, что в высшей степени соответствовало как тотальному характеру ВОВ, так и командно-административной системе управления экономикой. Авторитарное руководство выражалось в том, что конечное решение зависело от Сталина, а в заседаниях Ставки принимали участие те ее члены, которых приглашал сам Главковерх (в полном составе Ставка не собиралась ни разу).

Коллегиальность руководства проявлялась в том, что все важнейшие стратегические решения принимались после тщательной подготовки их в Генштабе с последующим обсуждением в Ставке, чаще всего с участием членов Политбюро ЦК ВКП(б), некоторых членов ГКО и руководителей Генштаба. Начальники Генштаба в период войны – Шапошников, Василевский, Антонов. Генштаб, равно как управления наркоматов обороны и ВМФ, являлись рабочими органами Ставки.

С целью разгрузки центральных органов стратегического руководства постановлением ГКО от 10.07.1941г. были созданы 3 главнокомандования, на которые возлагалась координация действий фронтов, флотов и флотилий на стратегических направлениях. С сентября 1942г. Ставка управляла фронтами с помощью института своих представителей, поддерживавших ежедневную связь с Главковерхом. Помимо полномочных представителей, которые непосредственно на местах проводили в жизнь решения Ставки, на фронты нередко направлялись и специальные уполномоченные, выезжавшие в войска для помощи в использовании различных видов родов войск. Основными организаторами операций групп фронтов с осени 1942г. стали начальник Генштаба Василевский и 1-й заместитель Главковерха Жуков.

Доминирующей тенденцией в развитии системы стратегического руководства на протяжении всей войны была жесткая централизация. Ставка в лице Главковерха сосредоточила в своих руках функции как стратегического, так и высшего оперативного руководства. Эта ситуация была порождена как общей нехваткой командных кадров высшей квалификации (прямое следствие предвоенных репрессий), так и господствовавшим режимом личной власти ИВС. Приказы Ставки и постановления ГКО были вне критики и не подлежали обсуждению. Деятельность представителей Ставки на фронте строго ограничивалась отчетностью перед Главковерхом.