Выделение сознания как критерия психики в 17 веке

 

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. "Новым" оно явилось не столько по формальному - временному признаку, сколько по качественным изменениям во всем строе мировоззрения людей. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания. На эту особенность XVII века обратил внимание С.Л.Рубинштейн: "Если для каждого этапа исторического развития можно вскрыть преемственные связи, соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные связи, все же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической мысли было время великих рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза) и великих эмпириков (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), которые порывают с традициями богословской "науки" и закладывают методологические основы современного научного знания".

Если коротко обозначить, что же обусловило переход к новой эпохе развития психологической мысли, то можно сосредоточиться на нескольких традиционно отражаемых группах факторов, дающих общее представление о социокультурном "фоне" данного исторического периода:

· В экономической сфере государства XVII и последующих столетий - это общества, опирающиеся на научно-технический прогресс: рост промышленного - машинного производства и градостроительства, приток новых технологий и колониальных товаров, развитие морской торговли. Искусство книгопечатания, изобретение пороха и компаса, заметил Ф.Бэкон, изменили вид земного шара и произвели три переворота: в науках, военном деле и мореплавании. Как следствие расширения потребностей в рабочей силе и сырье, ведутся колониальные войны в Индии, Юго-Восточной Азии и Америке, в России начинается освоение Сибири. С 1619 года в Западной Африке начинается захват рабов. В массовом сознании утверждается культ движения, путешествий и миграции. Ведущими мировыми державами выступают Англия, Франция и Нидерланды. Как закономерность, именно в этих наиболее экономически развитых странах наблюдается взлет интеллектуальной активности, всплеск научных открытий.

· В социально-политической области утверждается новое понимание государственно-правовых проблем. В народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека, национальной независимости. Под лозунгами политических перемен ведется длительная борьба за независимость: Нидерландская революция (1568-1648); с 1618 года - Тридцатилетняя война в Европе; буржуазная революция в Англии. Россия, где в 1613 году царем Михаилом основывается династия Романовых, ведет войны с Польшей, Турцией и Швецией. С конца XVII - начала XVIII веков происходит ослабление позиций Османской империи, вступившей в конфликт с христианской Европой.

· В духовной сфере осуществляется "раскрепощение" культуры, утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. Заимствованная от античности и Возрождения связь науки и искусств в данную эпоху продолжает углубляться. XVII век оказался золотым для Нидерландской республики (Соединенных провинций). Богатое голландское купечество покровительствовало искусствам, наукам и техническим изобретениям. В этот период в Голландии творили знаменитые художники Рембрант (1606-1669), Рубенс (1577-1640), Ван Дейк (1599-1641) и другие. Огромное влияние на европейскую науку и культуру XVII века оказала Франция. Двор Людовика XIV в Версале был знаменит своим великолепием. Литература, драматургия и музыка достигли совершенства благодаря творчеству Корнеля (1606-1684), Расина (1639-1699), Мольера (1622-1673), Лафонтена (1621-1695). Развитие искусств оказывало благотворное воздействие на интеллектуальный климат эпохи.

· Особенностями этого периода можно считать начатое Возрождением утверждение идей гуманизма, свободомыслия и повышенного интереса к способностям и возможностям человека, практическое использование его знаний. В этой связи идеологии церкви и феодальной знати, направленной на удержание привилегий, противостоит позиция формирующейся самостоятельной и инициативной личности. И тем не менее начало XVII века "озарено" кострами католической инквизиции: в 1600 году сожжен Джордано Бруно, в 1619 - ученый Джулио Ванини, в 1621 - атеист Фонтанье. В противовес официальной церкви отмечается рост протестантского движения, распространяется вольнодумие, народ начинает сознательно относиться к религии. Лютер провозглашает, что любой верующий может понять Священное писание не хуже Папы и его сановников, а все люди в равной мере наделены разумом. Но деятели протестантизма развенчивают не только католицизм, но и связанные с ним формы мировоззрения, претендовавшие на роль "официальных наук". "Я думаю,- говорил Лютер,- что невозможно преобразовать церковь, если только с корнем не вырвать схоластического богословия, философии, логики, каковы они теперь, и не установить новых".

 

Наука XVII - XVIII столетий, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее. Читая великую "книгу природы", мыслители и экспериментаторы выступают адвокатами природы человека, действующей по собственным законам, которые предстоит им открыть. Ученые-новаторы полны решимости воплотить в жизнь "естественную" форму совместной жизнедеятельности людей, имея в виду интересы отдельного индивида.

Продолжая характеристику состояния науки XVII века, отметим, что это -время великих открытий, коренным образом изменивших научную жизнь большинства стран Европы. В 1600 году вышла в свет работа английского физика Уильяма Гильберта "О магните", содержащая идеи о необходимости использования эксперимента и количественного измерения в науках о природе. В 1608 году голландский мастер по изготовлению линз Ганс Липершей изобретает телескоп, а позднее его соотечественник Антони ван Левенгук - первый в мире микроскоп. В 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер открывает законы движения планет относительно Солнца. В 1628 году английский доктор Уильям Гарвей объявляет о своем открытии циркуляции крови в организме, а в 1661 ирландский ученый Роберт Бойль впервые дает научное определение химическим элементам. Наконец, в 1665 году английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727) скрывает закон всемирного тяготения. Этими поистине великими достижениями человеческого разума научный триумф XVII столетия далеко не исчерпывается.

Глубокие преобразования в мировоззрений людей, связанные с открытиями в астрономии, физике, химии, биологии, медицине, а также утверждением новых опытно-экспериментальных форм исследования природных явлений, выразились в разработке новой картины психической деятельности. Справедливо подмечено, что "новая эпоха как философской, так и психологической мысли начинается с развитием в XVII в. материалистического естествознания".

Таким образом, если в средние века психологические взгляды "роднились", выступали в "союзе" с богословием и схоластикой (естественнонаучные психологические концепции имели статус "альтернативных"), а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь они опираются на совершенно иную область знаний.

В содержательном плане особенности новой науки проявлялись:

· во-первых, в значительном развитии экспериментально-математического естествознания. В данный период начался активный процесс экспериментального обоснования и математизации знаний о природе и человеке. (В этой связи отметим, что попытки всеобщего "вычисления" и числового представления воспринимаемой человеком реальности осуществлялись значительно раньше, например, в Древнем Вавилоне и в античной школе Пифагора. В средние века попытка цифрового кодирования Библии была предпринята в израильском городе Тцате.) Как следствие, идеалами научности и инвариантными методологическими подходами к осмыслению действительности становятся простота в объяснении и жестко детерминистская картина мира, в которую вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами, объясняемыми на основе механико-детерминистских и математических подходов.

· Во-вторых, поскольку новая наука начинает занимать ведущее место в мировоззрении, на первый план выдвигаются проблемы познания (исходных принципов, методов, средств, путей, возможностей и т.д.). А это, в свою очередь, стимулировало создание психологических моделей и систем, понятийно-категориального аппарата, объясняющих и описывающих процесс познания человеком внешнего и внутреннего мира.

 

Специфика утверждающегося нового типа знания определила направления развития психологической мысли в XVII и XVIII веках:

1. Идеалы и особенности "новой научности" проявились в результатах теоретических и эмпирических изысканий: сильной идеализации действительности; упрощенных теоретических схемах; примитивных, с позиции сегодняшнего дня, моделях, исключающих ряд существенных параметров (время, случайность, системность, относительность, индивидуальность и т.п.).

2. Первый век Новой эпохи порождает ряд жизненно необходимых для дальнейшего развития психологического знания учений и концепций. К таким гениальным достижениям следует отнести открытие рефлекса и бессознательной психики, создание монадологии как основы феноменологического подхода в психологии, научное осмысление механизма ассоциаций и многое другое. Они, в свою очередь, заложили теоретико-методологическую и экспериментальную основы всей последующей эволюции психологической мысли.

3. Научные поиски и теоретические обобщения XVII столетия в области психологического знания отразились в трудах плеяды выдающихся мыслителей, сочинения которых отделяют друг от друга небольшие временные промежутки (поистине поразительный для истории науки факт). В 1625 году появляется "Новый органон" Ф.Бэкона, а через 12 лет "Рассуждение о методе" Р.Декарта. В 1660 году Б.Спиноза пишет "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье", в 1663 -"Этику", опубликованную в 1677 году. Спустя 11 лет выходит в свет четырехтомное собрание сочинений Т.Гоббса, а через 12 лет издаются "Опыты о человеческом разуме" (1690) Дж.Локка. И, наконец, в 1704 году (спустя лишь 14лет) напечатаны "Новые опыты о человеческом разуме" Г.Лейбница. Эту работу немецкого мыслителя предваряли его "Рассуждения о метафизике" (1685) и "Новая система природы" (1695). В трудах этих ученых реализовывались новые подходы к анализу психического мира человека, утверждались соответствующие времени предметная область, оригинальные методы и объяснительные принципы психологического знания.