VI. Истории социологии

Социология возникла как самостоятельная наука ХIХ в. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.

Платон(428/427-348/347 до н.э.)полно отражены в работе «Государство».Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделены высшими духовными качествами, — мудрецы и философы.

У Аристотеля (384-322 до н.э.) ( «Политика») опорой общества выступает среднийкласс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков неотстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чемдва других. Несовершенство общества, устраняется моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться к выравниванию жизненных шансов.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени.

1. Итальянский мыслитель, историк и писатель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на создании сильного государства.

Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, а Государь должен уметь маневрировать, хитрить как лиса, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами.

2. Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679)разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Гражданское общество — высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

3. Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Мон­тескье (1689-1755) исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д.

4. Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825)

Он считал, чтообщество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук.