Структура программы на Турбо Паскале
Пример
Программой называют последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения определенной задачи.
Структура программы на Турбо Паскале выглядит следующим образом:
{Заголовок программы}
{Раздел описаний}
BEGIN {Символ начала программы}
{Раздел исполняемых операторов}
END. {Символ конца программной единицы}
В самой первой строке указывается имя программы, процедуры или функции. В разделе описаний содержится описания всех имен (идентификаторов), используемых в разделе исполняемых операторов. Символом конца программной единицы является точка для программы или точка с запятой для процедуры или функции.
PROGRAM MY_PROGRAM; {Заголовок программы}
VAR {заголовок раздела описания переменных}
X: STRING; {описание переменных}
BEGIN {начало программы}
X: = ‘Моя первая программа’; {оператор 1}
WRITELN (X); { оператор 2}
END. {конец программы}
В ТУРБО-ПАСКАЛЕ игнорируется различие в строчных и прописных буквах. В любом месте программы можно писать комментарии, заключая их в { }.
Программа на ТУРБО-ПАСКАЛЕ состоит из служебных слов: PROGRAM, BEGIN, END и. т.д. и операторов, выполняющих разные действия. Каждый оператор должен заканчиваться точкой с запятой. После слова BEGIN точка с запятой не ставится. Все выполняемые операторы программы располагаются между словами BEGIN, означающим начало программы, и END., означающим конец программы.
Операторы в ТУРБО-ПАСКАЛЕ бывают простые (оператор 1 и оператор 2 в предыдущем примере) и составные, включающие в себя несколько простых или других составных операторов. Составной оператор начинается со слова BEGIN и заканчивается словом END. Эти слова называются операторными скобками. Рекомендуется для наглядности программы сдвигать содержимое составных операторов вправо на 2 позиции.
Пример
PROGRAM S1;
VAR
X, Y : REAL; K : INTEGER;
BEGIN
Y : = 0; {простой оператор 1}
FOR K : = 1 TO 10 DO {простой оператор 2}
END.
Пример
BEGIN
оператор 1;
BEGIN
|
BEGIN
оператор 3; составной оператор 2
оператор 4;
END;
END;
END.
Для обозначения различных объектов программы служат имена (идентификаторы). Они могут иметь произвольную длину, но значащими являются первые 63 символа. Идентификаторы включают в себя буквы, цифры и символ подчеркивания __. Пробелы и другие специальные символами не могут использоваться в именах. Идентификатор должен начинаться с буквы:
S1_ 2
SUMMA
X1
В ТУРБО-ПАСКАЛЕ имеется много служебных слов и стандартных имен, с которыми не должно совпадать имя какого-то объекта программы, присвоенное пользователем.
Чаще всего имена используются для обозначения величин, над которыми в программе производятся некоторые действия.
Величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. В компьютере каждой величине отводится определенная область памяти, где хранится ее значение. Константы и переменные могут быть различных типов.
Любой естественный язык строится из элементарных составляющих – букв, образующих алфавит языка. Из букв строятся слова, из слов – предложения, из предложений – рассказы, книги и т.д. Каждый язык программирования также имеет свой алфавит, т.е. набор символов, которые можно использовать при составлении программы. Существуют зарезервированные (служебные) слова, имеющие определенный смысл, написание которых нельзя изменять. Но, в отличие от естественных языков, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать им свой собственный смысл.
Текст программы на Турбо Паскале обычно включает в себя служебные слова, специальные символы и операторы. Язык Турбо Паскаль состоит примерно из 80 зарезервированных слов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы: + - _ : ; = $ ( ) { } и некоторые другие.