Структура программы на Турбо Паскале

Пример

Программой называют последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения определенной задачи.

Структура программы на Турбо Паскале выглядит следующим образом:

 

{Заголовок программы}

{Раздел описаний}

BEGIN {Символ начала программы}

{Раздел исполняемых операторов}

END. {Символ конца программной единицы}

 

В самой первой строке указывается имя программы, процедуры или функции. В разделе описаний содержится описания всех имен (идентификаторов), используемых в разделе исполняемых операторов. Символом конца программной единицы является точка для программы или точка с запятой для процедуры или функции.

 

 

PROGRAM MY_PROGRAM; {Заголовок программы}

VAR {заголовок раздела описания переменных}

X: STRING; {описание переменных}

BEGIN {начало программы}

X: = ‘Моя первая программа’; {оператор 1}

WRITELN (X); { оператор 2}

END. {конец программы}

 

В ТУРБО-ПАСКАЛЕ игнорируется различие в строчных и прописных буквах. В любом месте программы можно писать комментарии, заключая их в { }.

Программа на ТУРБО-ПАСКАЛЕ состоит из служебных слов: PROGRAM, BEGIN, END и. т.д. и операторов, выполняющих разные действия. Каждый оператор должен заканчиваться точкой с запятой. После слова BEGIN точка с запятой не ставится. Все выполняемые операторы программы располагаются между словами BEGIN, означающим начало программы, и END., означающим конец программы.

Операторы в ТУРБО-ПАСКАЛЕ бывают простые (оператор 1 и оператор 2 в предыдущем примере) и составные, включающие в себя несколько простых или других составных операторов. Составной оператор начинается со слова BEGIN и заканчивается словом END. Эти слова называются операторными скобками. Рекомендуется для наглядности программы сдвигать содержимое составных операторов вправо на 2 позиции.

 

Пример

PROGRAM S1;

VAR

X, Y : REAL; K : INTEGER;

BEGIN

Y : = 0; {простой оператор 1}

FOR K : = 1 TO 10 DO {простой оператор 2}

END.

 

Пример

 

BEGIN

оператор 1;

BEGIN

составной оператор 1
оператор 2;

BEGIN

оператор 3; составной оператор 2

оператор 4;

END;

END;

END.

Для обозначения различных объектов программы служат имена (идентификаторы). Они могут иметь произвольную длину, но значащими являются первые 63 символа. Идентификаторы включают в себя буквы, цифры и символ подчеркивания __. Пробелы и другие специальные символами не могут использоваться в именах. Идентификатор должен начинаться с буквы:

S1_ 2

SUMMA

X1

 

В ТУРБО-ПАСКАЛЕ имеется много служебных слов и стандартных имен, с которыми не должно совпадать имя какого-то объекта программы, присвоенное пользователем.

Чаще всего имена используются для обозначения величин, над которыми в программе производятся некоторые действия.

Величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. В компьютере каждой величине отводится определенная область памяти, где хранится ее значение. Константы и переменные могут быть различных типов.

 

 

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих – букв, образующих алфавит языка. Из букв строятся слова, из слов – предложения, из предложений – рассказы, книги и т.д. Каждый язык программирования также имеет свой алфавит, т.е. набор символов, которые можно использовать при составлении программы. Существуют зарезервированные (служебные) слова, имеющие определенный смысл, написание которых нельзя изменять. Но, в отличие от естественных языков, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать им свой собственный смысл.

Текст программы на Турбо Паскале обычно включает в себя служебные слова, специальные символы и операторы. Язык Турбо Паскаль состоит примерно из 80 зарезервированных слов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы: + - _ : ; = $ ( ) { } и некоторые другие.