Тех­но­ло­ги­че­ские.

Кон­ст­рук­тив­ный разъ­ем — со­еди­не­ние, в ко­то­ром до­пус­ка­ет­ся вза­им­ное из­ме­не­ние по­ло­же­ния од­но­го аг­ре­га­та от­но­си­тель­но дру­го­го (в со­от­вет­ст­вии с вы­пол­няе­мы­ми ими функ­ция­ми) или при­ме­не­ния для от­дель­ных час­тей кон­ст­рук­ции раз­лич­ных ма­рок ма­те­риа­лов за­го­то­вок и по­лу­фаб­ри­ка­тов.

Экс­плуа­та­ци­он­ныйразъ­ем — со­еди­не­ние, вы­зы­вае­мое тре­бо­ва­ния­ми экс­плуа­та­ции, за­ме­ны аг­ре­га­тов или от­се­ков, вы­ра­бо­тав­ших ре­сурс или по­лу­чив­ших по­вре­ж­де­ния. Ино­гда экс­плуа­та­ци­он­ные разъ­е­мы соз­да­ют­ся по со­об­ра­же­ни­ям транс­пор­ти­ров­ки круп­ных аг­ре­га­тов по же­лез­ным до­ро­гам.

Кон­ст­рук­тив­ные и экс­плуа­та­ци­он­ные разъ­е­мы, как пра­ви­ло, вы­пол­ня­ют­ся по­сред­ст­вом разъ­ем­ных со­еди­не­ний (бол­то­вых, вин­то­вых или с при­ме­не­ни­ем спе­ци­аль­ных зам­ков).

Тех­но­ло­ги­че­скийразъ­ем вы­зы­ва­ет­ся тре­бо­ва­ния­ми про­из­вод­ст­ва, спо­соб­ст­ву­ет рас­ши­ре­нию фрон­та ра­бот, ши­ро­ко­му при­ме­не­нию ме­ха­ни­за­ции и бо­лее тща­тель­но­го кон­тро­ля ка­че­ст­ва го­то­вых из­де­лий. Как пра­ви­ло, тех­но­ло­ги­че­ские разъ­е­мы вы­пол­ня­ют­ся по­сред­ст­вом не­разъ­ем­ных со­еди­не­ний (клеп­ки, свар­ки, пай­ки и т.п.).

Чле­не­ние аг­ре­га­тов на от­се­ки, сек­ции и уз­лы – важ­ней­шее тех­но­ло­ги­че­ское тре­бо­ва­ние к кон­ст­рук­ции.

Рас­чле­нен­ная кон­ст­рук­ция обес­пе­чи­ва­ет:

- рас­ши­ре­ние фрон­та ра­бот при про­ек­ти­ро­ва­нии тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов и средств ос­на­ще­ния, что со­кра­ща­ет сро­ки и тру­до­ем­кость под­го­тов­ки про­из­вод­ст­ва;

- ком­плекс­ную ме­ха­ни­за­цию и ав­то­ма­ти­за­цию про­цес­сов вы­пол­не­ния со­еди­не­ний, что при­во­дит к по­вы­ше­нию их ка­че­ст­ва, рос­ту про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да и улуч­ше­нию ус­ло­вий тру­да;

- наи­луч­шие ус­ло­вия для кон­тро­ля ка­че­ст­ва ос­нов­ной мас­сы со­еди­не­ний;

- рас­ши­ре­ние фрон­та ра­бот пу­тем ор­га­ни­за­ции па­рал­лель­ной сбор­ки от­се­ков, сек­ций и уз­лов, что со­кра­ща­ет цикл сбо­роч­ных ра­бот;

- транс­пор­ти­ров­ку и ре­монт аг­ре­га­тов и от­се­ков.

На­ря­ду с пре­иму­ще­ст­ва­ми чрез­мер­ное чле­не­ние кон­ст­рук­ции име­ет свои не­дос­тат­ки:

- уве­ли­че­ние мас­сы;

- сни­же­ние на­деж­но­сти и ре­сур­са из-за уве­ли­че­ния чис­ла со­еди­не­ний;

- ухуд­ше­ние тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

Про­цесс сбор­ки от­ли­ча­ет­ся слож­но­стью, так как объ­ек­та­ми сбор­ки яв­ля­ют­ся де­та­ли, уз­лы, от­се­ки, аг­ре­га­ты и са­мо­ле­ты в це­лом.

Де­та­лью на­зы­ва­ет­ся эле­мен­тар­ная часть из­де­лия, из­го­тов­лен­ная из це­ло­го кус­ка ма­те­риа­ла. Де­таль яв­ля­ет­ся пер­вич­ным эле­мен­том сбор­ки.

Узел – это эле­мен­тар­ная сбо­роч­ная еди­ни­ца ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, аг­ре­га­та или от­се­ка, пред­став­ляю­щая со­бой со­еди­не­ние двух или не­сколь­ких де­та­лей. К уз­лам от­но­сят­ся па­не­ли, нер­вю­ры, шпан­го­уты, лон­же­ро­ны, при­бор­ные дос­ки и др.

Па­нель пред­став­ля­ет со­бой со­еди­не­ние не­сколь­ких де­та­лей кар­ка­са с об­шив­кой.

Аг­ре­гат яв­ля­ет­ся наи­бо­лее круп­ной, за­кон­чен­ной в кон­ст­рук­тив­ном и тех­но­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии сбо­роч­ной еди­ни­цей, со­стоя­щей из па­не­лей, уз­лов и де­та­лей. При­ме­ни­тель­но к пла­не­ру са­мо­ле­ту к аг­ре­га­там от­но­сят­ся кры­ло, фю­зе­ляж, шас­си и др.

От­сек это часть аг­ре­га­та, ко­то­рая, как пра­ви­ло, вы­пол­ня­ет от­дель­ные функ­ции аг­ре­га­та. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти от­се­ки фю­зе­ля­жа (но­со­вой, цен­траль­ный, хво­сто­вой).

Со­еди­не­ние сбо­роч­ных еди­ниц в еди­ное це­лое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью разъ­е­мов и сты­ков. На­ли­чие и ви­ды разъ­е­мов и сты­ков оп­ре­де­ля­ют в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния ис­хо­дя из кон­ст­рук­тив­ных, экс­плуа­та­ци­он­ных и тех­но­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний.

Сбор­ка пла­не­ра ор­га­ни­зу­ет­ся по схе­ме па­рал­лель­но-по­сле­до­ва­тель­ных опе­ра­ций, на­чи­ная со сбор­ки по­дуз­лов, уз­лов, па­не­лей, аг­ре­га­тов и кон­чая об­щей сбор­кой са­мо­ле­та в це­лом.

На ос­но­ве раз­ра­бо­тан­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти сбо­роч­ных опе­ра­ций со­став­ля­ет­ся схе­ма сбор­ки, ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ни­ми из ос­нов­ных тех­но­ло­ги­че­ских до­ку­мен­тов для сбо­роч­ных це­хов. В схе­му сбор­ки вно­сят­ся ука­за­ния о по­ряд­ке ком­плек­то­ва­ния со­би­рае­мо­го из­де­лия де­та­ля­ми и уз­ла­ми, а так­же тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния на де­та­ли и уз­лов, оп­ре­де­ляю­щие, в ка­ком ви­де они по­да­ют­ся на сбор­ку. Тех­но­ло­ги­че­ская схе­ма сбор­ки, оп­ре­де­ляя по­ря­док сбор­ки, яв­ля­ет­ся в то же вре­мя и ос­нов­ным ис­ход­ным до­ку­мен­том для раз­ра­бот­ки тех­ни­че­ских тре­бо­ва­ний на сбо­роч­ные еди­ни­цы – де­та­ли, уз­лы, па­не­ли и аг­ре­га­ты.

К точ­но­сти вос­про­из­ве­де­ния в про­из­вод­ст­ве об­во­дов пла­не­ра и вза­им­но­го по­ло­же­ния аг­ре­га­тов предъ­яв­ля­ют вы­со­кие тре­бо­ва­ния.

Эти от­кло­не­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся при про­ек­ти­ро­ва­нии в за­ви­си­мо­сти от ско­ро­сти и вы­со­ты по­ле­та, раз­ме­ров ЛА и т.п. и фор­му­ли­ру­ют в тек­сто­вых и гра­фи­че­ских ма­те­риа­лах, вхо­дя­щих в со­став тех­ни­че­ских ус­ло­вий. В этих тре­бо­ва­ни­ях ука­зы­ва­ют­ся не толь­ко зна­че­ния гео­мет­ри­че­ских па­ра­мет­ров, но и спо­со­бы их оп­ре­де­ле­ния.

Воз­мож­ные от­кло­не­ния от за­дан­ных гео­мет­ри­че­ских па­ра­мет­ров рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся до­пус­ка­ми, ве­ли­чи­на ко­то­рых за­ви­сит от ме­сто­по­ло­же­ния кон­тро­ли­руе­мой по­верх­но­сти (так на­зы­вае­мой зо­ны).

К пер­вой зо­не от­но­сят по­верх­но­сти:

а) цен­тро­пла­на и ОЧК от пе­ред­ней кром­ки до сред­не­го лон­же­ро­на,

б) ОЧК от пе­ред­ней кром­ки до се­ре­ди­ны ме­ж­ду пер­вым и зад­ним лон­же­ро­на­ми,

в) пред­крыл­ков (вся по­верх­ность),

г) зве­нья за­крыл­ков: де­флек­тор, но­со­вые час­ти ос­нов­но­го и хво­сто­во­го звень­ев, де­флек­то­ры за­крыл­ков,

д) но­со­вая часть эле­ро­на, трим­мер, сер­во­ком­пен­са­тор. Все ос­таль­ные по­верх­но­сти от­но­сят во вто­рую или тре­тью зо­ны.

I. Тре­бо­ва­ния аэ­ро­ди­на­ми­ки:

а) точ­ность об­во­дов. Тре­бо­ва­ния по точ­но­сти от­кло­не­ния об­во­дов от тео­ре­ти­че­ско­го про­фи­ля по­ка­за­ны на рис.2 а.

До­пус­ки на от­кло­не­ния об­во­дов ука­зы­ва­ют­ся в од­ну сто­ро­ну по от­но­ше­нию к ли­нии тео­ре­ти­че­ско­го об­во­да рас­смат­ри­вае­мо­го кон­ту­ра, так как точ­ность об­во­дов кон­тро­ли­ру­ет­ся пу­тем за­ме­ра с од­ной сто­ро­ны и фик­си­ру­ет­ся ве­ли­чи­ной от­кло­не­ния фак­ти­че­ски по­лу­чен­но­го об­во­да от­но­си­тель­но об­во­да кон­троль­но­го шаб­ло­на;

б) плав­ность (вол­ни­стость про­доль­но­го се­че­ния) по­ка­за­на на рис. 2б. При этом зна­че­ние вол­ни­сто­сти Δс оп­ре­де­ля­ет­ся по за­ви­си­мо­сти

где с - вы­со­та (глу­би­на) вол­ны,

l - дли­на вол­ны.

На­при­мер, для кес­со­на кры­ла до­пус­ти­мая ве­ли­чи­на с = 5 мм на дли­не l= 5900 мм,

в) сту­пень­ки по сты­кам аг­ре­га­тов (рис. 2 в). До­пуск про­тив по­то­ка в 2...2,5 раза мень­ше, чем по по­то­ку,

г) за­зо­ры ме­ж­ду лис­та­ми об­ши­вок (рис. 2 г),

д) вы­сту­па­ние го­ло­вок по­тай­ных за­кле­пок (рис. 2 д) не бо­лее 0,05...0,15 мм. За­па­да­ние не бо­лее 0,05 мм и толь­ко по хво­сто­вой час­ти кры­ла.

 

 

Рис. 2. До­пус­ки на от­кло­не­ния:


 

 

а) тео­ре­ти­че­ско­го про­фи­ля;

б) плав­ность об­во­да;

в) сту­пень­ки по сты­кам;

г) за­зо­ры ме­ж­ду лис­та­ми;

д) вы­сту­па­ние за­кле­пок

При раз­ра­бот­ке тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов сбор­ки, при­спо­соб­ле­ний и ин­ст­ру­мен­та при вы­бо­ре обо­ру­до­ва­ния для вы­пол­не­ния сбо­роч­ных ра­бот не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся тре­бо­ва­ния­ми, предъ­яв­ляе­мы­ми к точ­но­сти со­би­рае­мо­го уз­ла или аг­ре­га­та.

При сбор­ке пла­не­ра раз­ли­ча­ют сле­дую­щие ос­нов­ные ви­ды ра­бот:

- уз­ло­вая сбор­ка, вклю­чаю­щая сбор­ку от­дель­ных па­не­лей, нер­вюр, лон­же­ро­нов, шпан­го­утов и т.д.;

- аг­ре­гат­ная сбор­ка, пред­став­ляю­щая со­бой сбор­ку от­дель­ных от­се­ков и аг­ре­га­тов;

- об­щая сбор­ка, т.е. сбор­ка пла­не­ра из аг­ре­га­тов с по­сле­дую­щим мон­та­жом на нем раз­лич­но­го обо­ру­до­ва­ния, при­бо­ров и ме­ха­ни­за­ции.

Объ­ем сбо­роч­ных ра­бот оп­ре­де­ля­ет­ся кон­ст­рук­ци­ей пла­не­ра, фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­ски­ми свой­ст­ва­ми ма­те­риа­лов, из ко­то­рых он из­го­тов­лен, и ви­да­ми за­го­то­вок, из ко­то­рых из­го­тов­ле­ны от­дель­ные де­та­ли и уз­лы.

Тру­до­ем­кость сбо­роч­ных ра­бот для ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов со­став­ля­ет при­мер­но 45…50 % об­щей тру­до­ем­ко­сти при из­го­тов­ле­нии. В из­го­тов­ле­нии са­мо­ле­та уз­ло­вая сбор­ка со­став­ля­ет 12…15 %, аг­ре­гат­ная сбор­ка – 18…20 % и об­щая сбор­ка – 12…15 %.