Холодная война 1945-1991

Перестройка и распад СССР

В начале 1980х гг. всем в СССР было уже ясно, что в стране творится что то не то. Темпы роста экономики снизились до нуля, а кое где меньше, имел место быть дефицит товаров, производительность труда сильно снизилась. Нужно было исправлять ситуацию.

Андропов 1982-1984– попытки решить проблему административными методами, разработка М.С. Горбачевым и Ник. Ив. Рыжковым программ экономического развития с упором на хозрасчет и некоторую самостоятельность предприятий (в чем то это был возврат к реформам Косыгина и их продолжение).

Черненко 1984-1985– заморозка реформ, эдакий мини-застой

Перестройка началась в 1985, когда по инициативе Громыко на пост генсека был назначен М.С. Горбачев. Само слово появилось в 1986, когда его употребил Горбачев при посещении ВАЗа. В целом под ней понимают весь комплекс мероприятий проводимых в стране и общий курс советского руководства, направленный на решение накопившихся проблем, в первую очередь экономических. Выделяются следующие ее этапы

1985-1987 – попытки решение проблем административными методами, кампания «ускорения», борьба с алкоголизмом ,ставка на переоснащение промышленности и рост капиталовложений в него, борьба с «нетрудовыми доходами», введение госприемки на предприятиях и т.д. Однако желаемого эффекта не было, особенно с учетом того, что выросли расходы (особенно на Чернобыль), а доходы наоборот упали (цены на нефть и утрата доходов от водки). В этот же период производится омоложение партийного руководства, куда приходят будущие «прорабы перестройки», такие как Ельцин, Рыжков, Лигачев, Лукьянов и др. Тем самым была подготовлена почва для дальнейших действий.

1987-1989 – переход от старых методов к широкомасштабным реформам, начало гласности и демократизации. Этам здесь оказался январский пленум ЦК 1987 года. Еще раньше, в 1986 начинается гласность, когда была смягчена цензура и заменено руководство творческих союзов.

 

1989-1991 – переход от однопартийной системы к альтернативным выборам на 1-м съезде Народных депутатов

Сначала

 

Решающий вклад, который советский народ внес в победу над фашизмом, обусловил небывалый рост авторитета и влияния СССР на международной арене в послевоенный период. Влияние СССР наиболее очевидно проявилось в Восточной Европе, освобожденной советскими войсками. Сталин стремился создать в странах этого региона правительства, дружественные Советскому Союзу, и помочь им встать на путь социалистического развития. Правящие круги США и Великобритании были категорически против таких планов.

Именно эти противоречия стали главной причиной начала «холодной войны» между вчерашними союзниками. «Холодная война» как политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация ряда западных стран во главе с США и ряда восточноевропейских и азиатских стран, возглавляемых СССР, стала определяющим фактором международных отношений в послевоенный период.

Отношения между СССР и США ухудшились уже весной 1945 г., когда президентом США вместо Рузвельта стал Г. Трумэн. Двадцатого апреля 1945 г. на Вашингтонской встрече с В. М. Молотовым, наркомом иностранных дел СССР, Трумэн потребовал изменить внешнюю политику СССР. В период работы Потсдамской конференции президент США пытался оказать давление на Сталина, сообщив ему о создании нового оружия огромной разрушительной силы. Однако до окончания Второй мировой войны союзнические отношения в целом сохранялись.

Пятого марта 1946 г. в американском городе Фултоне бывший британский премьер Черчилль выступил с речью, которую принято считать началом «холодной войны». Он говорил об опасности распространения коммунизма, остановить которую мог только союз англо-говорящих стран под руководством США и Великобритании. Лидеры США, которые после войны стали сверхдержавой готовы были разговаривать с СССР с позиций силы.

Президент Трумэн открыто заявлял о претензиях США на мировое господство и стремился утвердить его посредством политики «сдерживания и отбрасывания ком­мунизма». Эта политика нашла свое выражение в «доктрине Трумэ­на», согласно которой США в 1947 г. оказали экономиче­скую и военную помощь правым силам Греции и Турции и не допустили там победы прокоммунистических сил.

Однако в странах Восточной Европы коммунисты пришли к власти. В 1945-1947 гг. здесь были созданы многопартийные правительства «народной демократии», в которых затем полный контроль установили коммунисты. Под влиянием СССР в этих странах осуществлялись национализация промышленности и попытки коллективизации деревни.

Новые правительства заключали с СССР двухсторонние договоры о союзе и взаимопомощи. Стремление Сталина навязать им советскую модель развития порождало трудности, так как многие восточно-европейские коммунисты не считали советский путь развития единственно возможной моделью построения социализма, и им не нравилась политика прямого вмешательства Сталина во внутренние дела этих стран. Наиболее серьезный конфликт в этой связи произошел с руководителем Союза коммунистов Югославии и главой правительства Югославии И. Броз Тито (август 1949 г.). Отношения с Югославией были надолго испорчены.

В 1947 г. Советский Союз побудил страны Восточной Европы отказаться от участия в американском «плане Маршала», который предусматривал оказание крупной экономической помощи по восстановлению послевоенной Европы. Американцы предоставляли помощь на условиях контроля над экономической политикой страны – получателя помощи, не давая свободы в расходовании полученных средств и требуя полного открытия внутреннего рынка для американских товаров. Для стран Восточной Европы такие условия означали отказ от политики национализации и сохранение частнокапиталистической экономики. Правительство США изначально понимало неприемлемость таких условий для СССР и не собиралось предоставлять помощь ему и его союзникам. Помощь была оказана странам Западной Европы с тем, чтобы не дать и там прийти к власти левым силам. Фактически 80 % выделенных средств представляли собой кредиты на закупку американских товаров.

В ответ на «план Маршала» СССР и его восточноевропейские союзники в 1949 г. образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого налаживалось активное экономическое сотрудничество.

В 1948 г. обострились отношения между СССР и США по германскому вопросу. США взяли курс на раздел Германии путем создания в западных зонах оккупации (американской, английской и французской) государства с демократией западного образца.

В ответ на эти действия Сталин дал указание ограничить доступ в Восточную Германию, и прежде всего в Западный Берлин, граждан и товаров из западных зон оккупации. Возник так называемый берлинский кризис. Советская сторона была готова его урегулировать при условии отказа Запада от сепаратного раздела Германии. Однако западные страны не пошли на уступки. 20 сентября 1949 г. в западной «тризонии» образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 г. в советской зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Статус Западного Берлина остался не урегулирован, хотя блокада его была прекращена.

На фоне берлинского кризиса США в 1949 г. организовали НАТО, направленный против СССР. После вступления в НАТО ФРГ СССР и его союзники создали в мае 1955 г. военно-политическую Организацию Варшавского договора (ОВД).

На Дальнем Востоке противостояние СССР и США проявилось в ходе гражданской войны в Китае, которая закончилась победой коммунистов в 1949 г., и войны в Корее 1950–1953 гг.