Оперативный план работы с персоналом

 

Оперативный план работы с персоналом — это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, уча­сток, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалифика­ции, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) при­знакам план с подробной проработкой оперативных действий, под­крепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

Структура процесса разработки типового оперативного плана работы с персоналом в организации приведена на рис. 3.8.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необ­ходимо с помощью специально разработанных анкет получить дан­ные:

• о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);

• о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);

• о текучести кадров;

• о потере времени из-за простоев, по болезни;

• о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную сме­ну, продолжительность отпусков);

• о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, допол­нительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

• об услугах социального характера, предоставляемых государ­ством и организациями (расходы на социальные нужды, вы­деляемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с про­изводственными целями они могли служить и кадровому плани­рованию.

Сведения о персонале можно систематизировать и представить в виде схемы (рис. 3.9).

Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, специально обрабатываемых для кадрово­го планирования.

Информация о персонале должна отвечать следующим требо­ваниям:

• быть простой - это значит, что она должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько и в каком объеме не­обходима в данном конкретном случае;

• быть наглядной — сведения необходимо представлять таким образом, чтобы дать возможность быстро определить главное, а не скрывать его за многословием. Для этого следует исполь­зовать таблицы, графики, цветное оформление материала;

• быть однозначной — сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и ло­гическая однозначность;

• быть сопоставимой — сведения необходимо приводить в со­поставимых единицах и относить к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;

• быть преемственной — сведения о кадрах, подаваемых за раз­ные временные периоды, должны иметь одну методику под­счетов и одинаковые формы представления;

• быть актуальной — сведения должны быть свежими, опера­тивными и своевременными, т.е. представляться без задер­жек.