Тема четвертая. Аудитория СМИ: характеристика и особенности изучения.
Тема третья. Теория массовой коммуникации: место и роль журналистики в обществе
Три этапа в исследованиях массовых коммуникаций, на каждом из которых учеными отводилась та или иная роль массовым коммуникациям и журналистике в современном обществе.
В. Липпман и его работа «Общественное мнение» (1922 г.).
Г. Лассуэллу принадлежит создание однонаправленной линейноймодели коммуникативного акта, используемой в том или ином виде всеми последующими исследователями массово-коммуникативных процессов вплоть до настоящего времени.
Признание всесилия массовых коммуникаций в формировании воз-
зрений аудитории прослеживается в трудах авторов понятия «индустрии культуры» Т. Адорно и М. Хоркхаймера.
В сороковые годы XX в. уверенность социологов в безграничном влиянии массовой коммуникации на аудиторию сменилась более сдержанными утверждениями о роли последней. Основоположник теории «минимального эффекта» - П. Лазарсфельд. П. Лазарсфельд и Р. Мертон относят массовую коммуникацию к сильнейшему «социальному наркотику», способному усыпить активность любого сознания.
Теории, переносящие акцент с коммуникатора на аудиторию.цепцию и концепцию социальной ответственности прессы. Автор концепции удовлетворения потребностей аудитории — Б. Берельсон. Одновременно с Берельсоном тема ограниченного влияния массовой коммуникации на аудиторию рассматривалась многими зарубежными учеными, одним из которых был У. Шрамм, разработавший концепцию всеобщей социальной ответственности. Монография «Четыре теории прессы».
Г. М. Маклюэн и его «теория средства» и теория глобальной деревни.
Во второй половине двадцатого столетия наряду с социологическим анализом массово-коммуникативной деятельности получил распространение структуралистский подход.
В 60-х гг. группой ученых во главе с Джорджем Гербнером были проведены исследования в направлении, противоположном структурализму: «теория культивирования».
Немецкий социолог Э. Ноэлъ-Нойман и концепция «спирали молчания».
В социологии журналистики аудитория определяется как совокупность людей — адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения.
Одно из оснований для типологии СМИ представляют характеристики аудитории. Социальные характеристики аудитории условно можно разделить несколько групп.
Первая — социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Вторая группа представлена социально-профессиональными характеристиками. Третья группа — социокультурные характеристики: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга. Четвертую, политико-идеологическую, группу составляют основные характеристики аудитории общественно-политических СМИ.
В современных исследованиях аудитории СМИ в качестве отдельной группы нередко выделяются потребительские характеристики: уровень дохода, потребления отдельных товаров и услуг. К психологическим относятся: мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия, понимания, использования информации. Для выявления подобных характеристик мало пригодны массовые количественные методы исследования. Эффективное изучение психологии мотивации и восприятия предполагает использование качественных методов: эксперимента, фокус-групп, биографического интервью и т.п.
Генеральная совокупность — совокупность всех возможных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования.
Выборочная совокупность — часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.
К таким методам относятся возможность проведения и стимулирования прессовых опросов, организации читательских конференций, «круглых столов»; использования и систематизации разнообразных сведений о читателях, полученных по каналам обратной связи.
Эмпирические исследования массовой аудитории бывают двух типов — количественные и качественные.
К количественным методам относятся опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, данные аудиметров.
Анкетирование — способ получения информации при помощи текста анкеты, где после сформулированного вопроса следует перечень ответов, из которых можно выбрать понравившийся или сформулировать свой собственный. Интервьюирование — метод сбора информации, при котором интервьюер и интервьюируемый находятся в непосредственном контакте. Блиц-опросыпредставляют собой сбор информации по поводу какого-нибудь конкретного события или лица.
Свои особенности имеют исследования аудитории радио и телевидения. При их проведении применяются такие методы, как дневники телезрителей и радиослушателей, а также аудиметры. Эти методы, наряду с вышеуказанными, направлены на то, чтобы выявить, во-первых, информационные предпочтения массовой аудитории, во-вторых, рейтинг и шер той или иной программы или канала.
Рейтинг— это количество людей, наделенных определенными демографическими и социально-психологическими характеристиками, которые слушали или смотрели данную передачу в конкретное время. Шер — величина аудитории каждого канала в конкретный временной период, которая исчисляется от общего количества людей, имеющих в этот момент включенные теле- или радиоприемники. В отличие от рейтинга, который показывает популярность канала или передачи безотносительно других каналов, шер показывает распределение зрителей или слушателей между каналами в фиксированный момент времени.
Дневники радиослушателей и телезрителей.По просьбе исследователя ряд семей, имеющих возможности принимать те или иные программы и каналы, в течение определенного времени как можно более тщательно фиксируют в дневнике время и название передачи, которую они принимали. Затем исследователь анализирует полученные данные и делает из них соответствующие выводы.
Аудиметры— специальные счетчики, которые подключаются к телевизору или радиоприемнику с согласия их владельцев, автоматически фиксирующие просмотр и прослушивание передач и так же автоматически передающие информацию об этом в исследовательский центр, где она подвергается обработке.
К качественным методам исследования массовой аудитории относятся такие методы, как наблюдение, анализ писем и документов, анализ звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы. Качественные методы направлены не столько на выявление численных показателей, сколько на понимание глубинного смысла происходящего. Именно поэтому качественные методы включают необходимый элемент психологического понимания и интерпретации информации об объекте своего анализа.