Социологические исследования в журналистике

Социология журналистики как предметная область социологии и часть журналистской практики

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Определение социологии и социологии журналистики. Социология– наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. Объект изучения социологии – современное общество, отсюда и сложность.

Сопоставление журналистики и социологии:

- По виду деятельности;

- Используемые принципы;

- По объекту отражения;

- По методам труда;

- Основной адресат;

- По картине мира.

Массовая коммуникация как социальный процесс исследуется многими гуманитарными и социальными науками. Определение объекта и предмета социологии журналистики.

Быстрое развитие социологии журналистики обеспечивается за счет:

1. производственной необходимости, проблем маркетинга. 2. Для развития взаимодействие населения с государством.

Задачи социологии журналистики:

1. Соединение знаний фундаментальной науки социологии с практическими нуждами редакций и журналистов.

2. Преодоление асоциальности прессы: пренебрежительное отношение к объективной реальности, конструирование «второй» информационной реальности, журналистика демонстрирует господство над обществом, замыкается на собственных интересах, ценностях, жизненном опыте квазиэлитарной журналистской корпорации.

3. Описание массовой коммуникации как социального процесса.

4. Изучение функционирования журналистики как социального института при изменении роли СМИ в обществе.

5. Выполнение критико-ориентирующей функции. (Как и какие сдвиги в социальной структуре и ОМ вызывают смещения в представлениях, установках, формах журналистского мышления и поведения).

6. Прогностическая роль социологии журналистики.

Проблемы социологии журналистики как науки заключаются в: сложности определения предмета науки; в выявлении системообразующего ядра (в связи с синтетичностью и междисциплинароностью науки).

Первоначальный этап взаимодействия журналистики и социологии: работы о представителей теоретической социологии: Огюста Конта и Герберта Спенсера, Карла Маркса. Массовая коммуникация как объект исследования социологов в 1 половине ХХ века. Макс Вебер. обосновал необходимость изучения прессы и ее роль в социальных процессах. Американский журналист Джозеф Пулитцер вел изучение своих читателей. в том числе и потенциальных. Изучение читателей Н. А. Добролюбовым.

В ХХ веке социология журналистики формировалась как отклик на нужды социальной практики. И если труд Липпмана «Общественное мнение» отражает теоретическое обоснование информационно-пропагандистских процессов в обществе, то труды П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Э. Годэ провели конкретно-социологическое изучение влияния СМИ на результаты выборов. Было положено начало концепции «двуступенчатого потока коммуникации», а У. Шрам дополнил ее понятием «многоступенчатости». Четкое обособление социологии масс-медиа как определенной системы знаний произошло к середине ХХ века и связано с именем английского социологи Д. Макквейла, который обозначал круг своих интересов таким образом: взаимосвязь СМИ и общества, СМИ и массовой культуры, существование прессы как социального института.

Первой крупной научной работой, сделавшей попытку создать целостную картину отечественной социологии прессы, стала книга под редакцией профессора МГУ Е. Прохорова «Социология журналистики», вышедшая в 1981 году. Исследователи в сфере социологии МК: Назаров, Корконосенко, Засурский, Терин, Фомичева, Федотова, Свитич и др. .