Основные заповеди пресс-секретаря

1. Пресс-секретарь должен стать «вторым я» руководителя организации, его глазами и ушами. Чем дальше пресс-секретарь от руководителя, тем ниже эффективность его действий. Пресс-секретарь не вправе допускать ситуации, когда руководить работой пресс-службы с прессой начинают помощники руководителя по административным, юридическим или другим вопросам. Пресс-секретарь призван быть непосредственным участником принятия управленческих решений. Квалифицированный пресс-секретарь вникает в аргументы руководства и юридической службы и прогнозирует реакцию прессы. Это предполагает стратегическую оценку риска, связанного с осуществлением организацией того или иного действия.

2. Пресс-секретарь должен здраво мыслить и обладать чувством перспективы. Зачастую встречаются ситуации, когда пресс-секретарь идет на поводу у руководителя, боясь высказать собственное мнение. Воздействовать на руководство - не самая легкая задача. Однако следует помнить, что в вопросах взаимодействия с прессой, построения имиджа, подготовки текстов пресс-секретарь обладает куда большим опытом, чем руководитель. Умение вовремя подсказать, в каком коммуникационном направлении следует двигаться, - показатель профессионализма пресс-секретаря. Пресс-секретарь не должен перегружать руководителя негативной информацией. Доводить информацию до сведения руководства следует дипломатично. Давая оценку выступлениям, надо указывать на сильные стороны и анализировать уязвимые места.

3. Пресс-секретарь в любой ситуации должен сохранять спокойствие. Очень часто люди, не знакомые с динамикой развития новостей, склонны беспокоиться по второстепенным, малозначимым вопросам. Известный американский политолог и социолог Питер Харт отмечал: «Множество политиков проводят качественные, агрессивные кампании и вдруг спотыкаются на каком-то мелком и глупом шаге. Им достаточно увидеть одну негативную статью в прессе, и они уже думают, что против них развернута целая кампания». Пресс-секретарь должен помнить, что большинство возникающих проблем разрешимы, а большая часть чрезвычайных ситуаций проходит сама собой. Задача пресс-секретаря в кризисной ситуации заключается в умении отфильтровывать здравые мысли и решения, которые могут вытянуть ситуацию, от наносной шелухи.

4. Пресс-секретаря отличает безграничная преданность своему руководителю. Он всегда лоялен к заданному руководством курсу, даже если не согласен с ним. Если же наступает момент, когда внутренние убеждения резко расходятся с позицией руководства, пресс-секретарю следует молча уйти. При этом последующая критика в адрес руководства недопустима, равно как и обсуждение вопросов, которые находились в компетенции пресс-секретаря.

5. Пресс-секретарь никогда не оправдывается. Любое оправдание - признак слабой, уязвимой позиции. Если во время пресс-конференции или брифинга звучат провокационные вопросы в адрес организации, чьи интересы представляет пресс-секретарь, вполне допустимы ответы: «Извините, но я не могу ответить на этот вопрос» или «Я свяжусь с вами по этому вопросу позже».

6. Пресс-секретарь должен помнить «золотое правило»: «Работайте на тех людей, которых вы искренне уважаете, а когда придет время уходить, сделайте это с достоинством». Уважение позволяет более лояльно относиться к точке зрения руководства. Работая в органах власти, крупной компании или общественной организации пресс-секретарем, всегда имеет возможность многому поучиться у руководства.

7. Пресс-секретарю следует помнить, что у руководителя есть свои привычки и с ними надо считаться. Люди, достигшие руко­водящих постов, зачастую склонны к перепадам настроения. Многие руководители впадают в эйфорию от своего успеха и на­чинают метать молнии в случае сбоев. Пресс-секретарь всегда должен оставаться терпимым и спокойно относиться к такого рода перепадам. Его задача - выявить причину неудачи (если это связано со СМИ) и устранить ее, а также определить, что послужило основой успеха, и развить его.

8. Пресс-секретарей должны видеть и слышать, но цитировать - редко. Руководитель - первое лицо, а пресс-секретарь - звено, которое обеспечивает взаимодействие между руководителем СМИ и общественностью. Пресс-секретарь - фигура неприметная. Тень руководителя. СМИ не должны часто писать о пресс-секретаре. Степень влияния пресс-секретаря на СМИ должна быть высокой. Именно пресс-секретарь формирует то, что впоследствии скажут о его руководителе.

9. Пока большинство испытывает радость от позитивных результатов опросов общественного мнения, пресс-секретарь должен уметь смотреть «назад в будущее». Для него считать прошлое лишь прологом к будущим событиям - значит совершать серьезную стратегическую ошибку. Хороший пресс-секретарь умеет использовать прошлый опыт для моделирования сценариев как в, политике, так и в бизнесе. Чтобы управлять процессом, а не быть им управляемым, нужно строить правильные прогнозы. Чтобы получить доверие СМИ, пресс-секретарь должен пользоваться авторитетом у собственного руководителя. А чтобы заслужить авторитет руководителя - уметь видеть и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.

Полномочия пресс-секретаря определяются служебным регламентом исходя из целей и задач, стоящих перед ним. В Федеральной службе по тарифам функции пресс-секретаря определены следующим образом:

• руководство деятельностью пресс-службы;

• разработка стратегии информационной политики пресс-службы;

• сопровождение первого лица компании;

• по договоренности с руководителем компании может выступать от его имени, публично озвучивать мнение всей компании;

• осуществление сотрудничества с другими пресс-службами, с различными СМИ, органами власти и т.д.;

• формирование пула «доверенных» СМИ и журналистов;

• организация интервью руководителей со СМИ;

• освещение мероприятий, проводимых компанией, в СМИ;

• постоянное информирование СМИ о деятельности компании;

• организация мероприятий для прессы;

• подготовка информационных материалов и статей;

• редакция публичных речей руководителя компании;

• организация и проведение пресс-конференций, брифингов,

пресс-туров и т.п.

Регламент, определяющий права и обязанности руководителя, может выглядеть следующим образом: