Эволюция сберегательного дела в России

Сберегательный банк РФ ведет свою историю от сберегательных касс. Первые сберкассы были учреждены в 1841 г. В России первые сберкассы начали действовать в 1842 г. и были созданы при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. Работали они только по воскресеньям. Максимальный единовременный взнос не превышал 10 руб., а сумма вклада на одно лицо – 300 руб. Вкладчикам уплачивались по вкладам до востребования 4% годовых. Впоследствии кассы стали работать с клиентами три раза в неделю, а предельный размер вклада по одному счету был повышен до 1 000 руб.

В 1862 г. Московская и Санкт-Петербургская сберкассы и еще 146 губернских сберкасс были переданы в ведение учрежденного в 1860 г. Государственного банка России.

С 1884 г. сберегательные кассы стали открываться не только при отделениях Госбанка, но и при губернских и уездных казначействах, а с 1889 г. – при почтово-телеграфных учреждениях, управлениях железных дорог и фабрично-заводских предприятиях.

В 1895 г. был принят новый Устав сберегательных касс. Их стали называть государственными, что обуславливало ответственность государства за целостность денег, вверяемых кассам. При Госбанке России было создано особое управление сберегательных касс, отменено существовавшее ранее ограничение взноса за один раз, клиенты получили право осуществлять взносы по книжке в любой кассе Российской империи, книжки стали выдаваться и несовершеннолетним лицам и др.

Основная цель расширения сети и ресурсов сберкасс в этот период сводилась к тому, чтобы использовать эти средства для поддержания государственного кредита по образцу Англии и Франции, где средства вкладчиков переводились в облигации государственного займа. Тем самым ресурсы сберкасс становились источником средств для казны. Но «огосударствление» сберегательного дела имело и отрицательные последствия. Помещая свободные средства населения во внутренние займы, правительство отвлекало капиталы от инвестиций в те отрасли экономики, в которых они могли бы сыграть решающую роль.

Операции сберегательных касс постоянно расширялись. С 1906 г. российские сберкассы осуществляли страхование вкладов, доходов и жизни вкладчиков.

Расширению сети сберкасс во многом способствовало стремительное развитие экономики. К концу XIX в. объем промышленного производства удвоился, а в годы промышленного бума (канун Первой мировой войны) – увеличился в полтора раза. В результате по объему индустриальной продукции Россия занимала пятое место в мире.

Средства фонда сберкасс направлялись для поддержки наиболее важных сфер экономики, железнодорожного строительства, на улучшение землепользования и регулирования фондового рынка.

В 1913 г. в общей структуре денежных вкладов частных лиц мелкие вложения в сумме до 25 руб. составляли 20,2 млн.руб. (1,3%). Представители средних слоев, находившиеся на общественной службе, владели 16% вкладов, 11,3% - ремесленники, 10,3% - мелкие торговцы, 7,3% - лица в услужении, 4,4% - рабочие фабрично-заводских предприятий, 3,9% - чиновники, 3,5% - прочие сословия.

Крупные помещики, деятели крупного бизнеса, предпочитали держать капиталы в частных банках и бумагах акционерных компаний, которые давали больших доход по сравнению со сберкассами.

С начал Первой мировой войны сберкассы играли важную роль в финансировании военных расходов. Их сеть значительно расширилась. В 1915 г. была отменена предельная сумма вкладов по одному счету, увеличивалась сфера операций с ценными бумагами, что позволило активнее участвовать в размещении военных займов.

Необходимо отметить, что бурное увеличение суммы вкладов носило искусственный характер и было связано с растущей инфляцией. Огромные военные расходы, составившие только в 1914-1916 гг. 25 млрд. руб., привели в расстройство всю денежно-кредитную систему России. Эмиссия кредитных денег возросла, а покупательная стоимость рубля снизилась на 2/3. Денежные вклады населения в сберкассах стремительно обесценивались.

С ноября 1917 г. по июнь 1921 г. с целью покрытия бюджетных дефицитов Правительство Советской России выпустило денежных знаков на сумму 2 328 млрд.руб. Новое Правительство России одновременно с декретом об аннулировании царских займов объявило о неприкосновенности вкладов в сберкассах. Разрешалось свободно выдавать вклады, внесенные только после 1 января 1918 г., остальные же были заморожены.

В условиях Гражданской войны нарастала натурализация народного хозяйства, исключавшая какое-либо накопление денежных средств.

Декретом СНК РСФСР от 10 апреля 1919 г. сберкассы, практически прекратившие свою деятельность, были слиты с Народным банком РСФСР. С упразднением Народного банка в январе 1920 г. и передачей его функций Министерству финансов вклады населения в связи с абсолютным обесценением оказались фактически аннулированными.

После окончания Гражданской войны и военной интервенции сбердело в России начало возрождаться. Постановлением СНК РСФСР от 26 декабря 1922 г. «Об учреждении государственных сберегательных касс» предусматривалось, что целью их создания являлось «предоставление трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения денежных средств и собственных сбережений». Правительство России приняло на себя полную ответственность за целостность сумм, вверяемых сберкассам.

Принятие этого постановления совпало с проведением денежной реформы 1922-1924 гг. основной задачей сберкасс в этот период было страхование заработной платы рабочих и служащих от обесценения.

Привлекая большое количество обесценивающихся денежных знаков, государство исходило из того, что чем больше средств от населения будет поступать в кассы, тем меньше правительству придется выпускать в обращение новых денег и тем скорее будет достигнута устойчивость рубля.

В 1924 г. когда денежное обращение в стране несколько улучшилось, страховая операция сберкасс была отменена.

Новое Положение о государственных трудовых сберкассах, в котором были отражены изменения организационного и правового характера, было утверждено 27 ноября 1925 г. Руководство кассами возлагалось на Главное управление Гострудсберкасс; в союзных республиках утверждались главные государственные трудовые сберкассы.

В Положении определялся круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и пр. Вклады подразделялись на текущие, до востребования, срочные, условные, с особым назначением. Разрешался прием средств на предъявителя. Процентная ставка по срочным вкладам устанавливалась в размере 9% годовых, по остальным видам – 8%.

Поставив целью скорейшую индустриализацию страны, правительство рассматривало сбережения населения в качестве одного из главных финансовых источников реализации своих планов. это обуславливало необходимость увеличения свободных средств населения в кредитные учреждения, государственные займы и их использования в интересах развития экономики.

Утвержденное в феврале 1929 г. новое Положение о государственных сберкассах предоставляло Главному управлению Гострудсберкасс по согласованию с Наркомфином размещать средства сберкасс во вклады в местные коммунальные банки и учреждения сельскохозяйственного кредита, что способствовало развитию этих структур.

Сеть сберкасс стала развиваться быстрыми темпами. Они открывались на заводах и фабриках, при колхозах и совхозах, учреждениях связи. В 1929 г. в стране действовало свыше 20 тыс.сберкасс, из них 12 тыс. – в сельской местности.

С началом Великой Отечественной войны в интересах финансирования военных нужд правительство приняло жесткие, но необходимые в условиях войны меры: денежные счета в сберкассах замораживались, вкладчикам разрешалось снимать со счета не более 200 руб. в месяц, были прекращены покупка облигаций госзаймов у населения и выдача ссуд под их залог.

Через сберкассы поступали значительные денежные средства и ценности, вносимые населением в фонд обороны и фонд армии. Сберкассы в годы войны выполняли также операции по кассовому обслуживанию населения, в частности по выплате госпособий многодетным и одиноким матерям. В городах и рабочих поселках сберкассы принимали налоговые платежи, а в крупных городах – выплачивали суммы по денежным аттестатам семьям офицеров.

В декабре 1947 г. правительство объявило о проведении денежной реформы, которая сопровождалась отменой продовольственных карточек. Денежные знаки обменивались в соотношении 10 руб. старых денег на 1 руб. новых. Денежная реформа проводилась с целью восстановления полноценного рубля, а также изъятия у спекулятивных элементов массы денег, которые оказались у них во время войны.

Продолжались выпуски новых займов для восстановления народного хозяйства страны, которых в 1946-1956 гг. было реализовано населению около 333 млрд.руб. Перевод в 1950 г. валютного курса рубля с долларовой на валютную базу (золотое содержание советского рубля устанавливалось в 0,222 г чистого золота) имел значение для развития внешней торговли, главным образом со странами социалистического лагеря.

По мере восстановления народного хозяйства укреплялась сеть сберкасс. 20 ноября 1948 г. был утвержден Устав государственных трудовых сберкасс, который заменил Положение о сберкассах, действовавшее с 1929 г. Уставом предусматривались организационные и другие изменения, которые произошли в системе сберкасс в последующие годы.

С этого времени основной формой привлечения сберкассами денежных сбережений стали вклады населения и реализация облигаций свободно обращающегося займа. Кроме того, с 1958 г. сберкассы выполняли большую работу по продаже населению билетов денежно-вещевой лотереи.

Сберкассы начали вводить безналичные расчеты. К ним относились перечисления на счета по вкладам заработной платы работников Главсевморпути, геолого-разведочных партий, авторского гонорара и пр. В 1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, а средства населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов.

Главное отличие России от практики сберегательных учреждений развитых стран состояло в том, что резко ограничивалась самостоятельность сбердела, что проявлялось в узости круга совершаемых операций и возможности свободного распоряжения своими кредитными ресурсами.

Так, сберкассы в нашей стране ограничивались лишь привлечением средств во вклады и передачей своих ресурсов монополистическому по сути распорядителю кредитов в лице государства. Такой подход не обеспечивал реального прироста сбережений населения и существенно влиял на развитие форм накопления и кредитования предприятий и граждан.

Сберкассы работали в основном как депозитные банки, что исключало их участие в промышленном и финансовом капитале.

Практически не развивалась специализация банка, связанная с ценными бумагами и их рынками.

Сберегательные кассы в России на рубеже 1980-х гг. не являлись универсальными банками. Большая часть активов сберкасс по-прежнему использовалась как кредитные ресурсы Госбанка на покрытие бюджетного дефицита и не приносила реальной банковской прибыли.

Дальнейшая деятельность сберкасс претерпела существенные изменения.

Банковская реформа, проводимая в России в конце 1980-х гг. предусматривала переход к двухуровневой банковской системе: центральные баки – коммерческие банки. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР, как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.

Следующим шагом к приобретению независимости стало принятое в июле 1990 г. Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью России.

После выхода в свет Закона РФ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в декабре 1990 г. Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк. В июне 1991 г. Сбербанк был зарегистрирован в ЦБ РФ, уставный капитал которого должен был формироваться путем выпуска и размещения обыкновенных и привилегированных акций.

Т.о., развитие сберегательного дела в России шло по восходящей линии, претерпело глубокие и существенные изменения как структурные, так и функциональные, хотя по сравнению с зарубежной системой сбердела имела и ряд недостатков.

 

Перечень источников:

 

1. Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. – М.: Дашков и К, 2008. – с. 9-32.

2. Курсов В.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерский учет в коммерческом банке. – М.: ИНФРАМ, 2010.

3. Маркова О.М. Операции сберегательных банков. – М.: ИНФРА-М, 2009. – с. 5-30.

 

Раздел 1. Организация работы Сберегательного банка РФ