Церковный брак

Церковь вводит необходимость особого церковного обряда заключения брака (венчание), чтобы придать браку религиозное освящение.

На Западе длительное время не было законно установленной формы заключения брака. Этот вопрос был долго спорен даже между самими богословами. Канонисты на первый план выдвигали взаимное согласие жениха и невесты на брак, или консумацию брака, т.е. осуществление брака плотским сожительством. В том и другом случае действительность брака не устанавливается церковным венчанием Совершителями таинства считались сами брачущиеся. Для избежания этого зла папой Александром III в XII в. предписано было заявлять согласие на брак перед священником в присутствии заслуживающих доверия свидетелей. Затем папой Иннокентием III в 1215 году предписано было заключать браки после предварительных троекратных оглашений в храме в три праздничных или воскресных дня о предстоящем браке, чтобы выявить возможные препятствия. Церковное благословение все более и более стало входить в обычай.

Наконец, Тридентским собором в 1563 году было установлено, что перед заключением брака должно быть совершено оглашение в течение трех непрерывно следующих воскресных или праздничных дней. После оглашения, если не окажется законных препятствий, брак торжественно совершается приходским священником в присутствии двух свидетелей и заверяется в его книгах.

С XVI в. протестанты рассматривали брак уже только как человеческое установление. Эдиктом Людовика XVI в 1787 г. был введен гражданский брак для протестантов

Ближайшим поводом к введению института гражданского брака послужили: 1) реформация и возникновение протестантских конфессий, взаимная нетерпимость различных конфессий и возникшие отсюда практические затруднения при браках лиц разных вероисповеданий; 2) развитое сначала французскими юристами, затем философами естественного права воззрение на брак, как на простой гражданский договор, в такой же мере подлежащий государственному регулированию и государственной юрисдикции, как и всякие гражданские договоры.

Развод

Католическая церковь объявила брак абсолютно нерасторжимым. Так как она смотрела на брак, как на союз, заключенный Богом, то она и признавала, что человек не имеет права его расторгнуть. Церковь тем самым возвышала личность женщины, борясь путем запрещения развода с односторонним правом мужа выгнать жену.

Прелюбодеяние, а равно другие обстоятельства (злостное оставление, покушение на жизнь, заразная болезнь и др.) могут послужить лишь основанием к разлучению от стола и ложа, т. е. установление раздельного жительства без возможности для супругов вступления в новый брак. Решением суда разлученные супруги освобождались от обязанности совместного проживания, но их брак продолжал существовать. Такое разлучение может быть как временное, так и пожизненное. Не допускается разлучение от стола и ложа по причине болезни или тяжелого увечья, сумасшествия, бесплодия жены, так как брак предполагает разделение не только радостей, но и горестей, болезней жизни и нельзя оставлять в беде, несчастии другого супруга, а следует его пожалеть, утешить, поддержать.