История музеев мира

Тема 7. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Значение топонимики для организации рекреационной деятельности

- Нельзя представить даже небольшую поездку без географических назва­ний, многие из которых живут тысячелетиями. Новые поколения пользуются ими, зачастую не зная языка и смыслового значения. Туристы и экскурсанты часто задают вопрос: «А что значит название ...?».

- Изучая край, необходимо обращаться к топонимам, которые могут расска­зать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности. Инфор­мация, извлекаемая из географических названий в зависимости от исторических и географических особенностей района различна.

 

 

1. Понятие «музееведение»

Существуют следующие подходы к музееведению:

1) музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

2) музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная
вспомогательная научная дисциплина;

3) музееведение - сумма методических и технических приемов музейной
деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

1) Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

2) Техника музейной работы.

3) Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков