Боливийская революция

Юг.

Этапы интеграции.

Политическая интеграция в 60-е гг.

1964 г. - Латиноамериканский парламент. Цель - консультирование между депутатами разных государств.

Перспектива - создание единого латиноамериканского сообщества.

 

Военная интеграция.

1951 г. - объединение Центральноамериканских государств. Государства Центральной Америки и США.

Цель - борьба против партизан, революционеров и совместная оборона.

С 1960 г. - ежегодно проводятся совещания главкомов сухопутных сил, которые входят в ОАГ.

 

1. Конец 40-х - 50-е гг. - теоретическая разработка. Были сформированы основные идеи интеграции.

2. 60-е гг. - организационное оформление (создание ЛАСТ…)

3. Конец 60-70-е гг. - дробление объединения, появление новых по разным признакам. Определение кризиса.

4. Вторая половина 80-х гг. - преодоление кризиса и появление новых организаций.

 

Интеграция в предыдущие годы была основана на системе национал-реформизма, т.е. особая роль государства → общеэкономический кризис 1982 года коснулся и процессов интеграции.

К концу 70-х гг. в Андской гр. нет промышленных разработок.

В организации Центральноамериканского рынка проблемы.

Экспорт сократился с 17 до 10 млрд. долл.

В восстановлении интеграции сыграли роль политики. Инициатива была положена главами Центральноамериканских государств, которые объединились для урегулирования конфликта в Никарагуа, затем эта группа расширилась - группа РНО.

· Выдвинула идею образования общего рынка Латинской Америки.

Положительный сдвиг начался в странах Южного Конуса, которые наиболее активно сотрудничали с

1986 года - Аргентина, Бразилия, Уругвай, подписали соглашение о намерении создать общий рынок в экономическом регионе.

В одно время в разных регионах решение об общем рынке.

Север - инициатива от США

Июнь 1990 г. - Буш старший выдвинул идею создания зоны свободной торговли и инвестиции между США, Канадой, Латинской Америкой.

С 1994 года существует североамериканская зона свободной торговли НАФТА.

Основная выгода от этой организации у США, Канады и Мексики.

«+»

1. прирост на 6%

2. повышение зарплаты на 16%

3. повышение инвестиций от США на 16%

4. стала выгодно Юго-Восточной Азии (как посредник для попадания их на рынок США, Канады).

1956 год - соглашение Аргентины, Бразилии о экономической интеграции.

1988 год. - присоединение Уругвая и Парагвая.

1988 год - 4-х сторонний договор о создании общего рынка стран Южного Конуса - Меркосур.

К 01.01.1995 года - между ними свободное движение рабочей силы и капиталов, введен внешний тариф, координация политики в области сельского хозяйства, транспорта…

В течение 1995 года Уругвай и Парагвай сохраняли пошлины на импорт из аргентины и Бразилии, т.к. наименее развиты.

1999 г. - вошла Боливия.

Отличие этого этапа.

1. Раньше - ориентация на внутренний латиноамериканский рынок. 80-90-е гг. - создание конкурентоспособных товаров и выход на мировой рынок, изменение интеграции, т.к. изменилась экономика (открытость).

2. Роль США. Раньше - США не брали. 80-90-е гг. - сотрудничество и вовлечение в интеграцию, торговля.

3. Политическая интеграция. 50-60-е гг. - ОАГ диктовал; 90-е гг. - гр. РНО превратилась в постоянный механизм консультации и взаимодействия.

4. Основная цель - интегрирование в мировой рынок.

 


Приложение

 

Республика Боливия, государство в Южной Америке. Территория Боливии площадью 1 098 581 кв. км охватывает хребты Центральных Анд и расположенные к востоку от них равнины; на севере и на востоке она граничит с Бразилией, на юго-востоке - с Парагваем, на юге - с Аргентиной и на западе - с Чили и Перу. Официальной столицей страны является Сукре, однако резиденция правительства находится в городе Ла-Пас.

Государственная система Боливии - одна из самых неустойчивых в мире. Начиная с провозглашения независимости в 1825 и утверждения первой конституции Симоном Боливаром в 1826, в стране произошло около 190 государственных переворотов, действовало 17 конституций. С 1964 по 1982 у власти находились военные режимы различной политической ориентации. В октябре 1982 была восстановлена демократическая система правления.

Революция 1952.На президентских выборах в мае 1951 победил кандидат от НРД Виктор Пас Эстенсоро, однако Урриолагоития, чтобы не допустить к власти НРД, уступил свои полномочия военной хунте. 9 апреля 1952 народное восстание, в котором руководящую роль играла НРД и рабочие с рудников и шахт, свергло военное правительство; пост президента занял Виктор Пас Эстенсоро, и НРД начала осуществление программы коренных преобразований в социальной, экономической и политической сферах.

В августе 1952, утверждая принципы всеобщего избирательного права для взрослого населения, правительство предоставило право голоса индейцам. Годом позже, в порядке осуществления земельной реформы, было проведено отчуждение крупных земельных владений и наделение индейцев небольшими участками земли. Были начаты широкие программы по распространению образования среди индейцев; в деревнях строились больницы и организовывались крестьянские кооперативы. Новое правительство конфисковало собственность крупных оловодобывающих компаний и передало ее в руки государственной компании КОМИБОЛ.

Правительство финансировало постройку дорог, гидроэлектростанций и промышленных предприятий, а также освоение новых районов, среди которых особое внимание уделялось восточной части страны. Были построены система дорог между департаментами Кочабамба и Санта-Крус, сахарный завод и начат проект по разведению хлопка восточнее города Санта-Крус. Поощрялось переселение индейцев из горных районов на восток.

Программа развития, которую осуществляла партия НРД, встретилась со множеством препятствий, как внутри страны, так и за ее пределами. Снижение производительности рудников как следствие снижения цен на олово на мировом рынке, амбициозные программы экономического развития, коррупция, отток из страны капитала, как иностранного, так и национального, и отчасти даже переход индейцев от натурального хозяйства к рыночному, - все это вместе привело к галопирующей инфляции. Решительные антиинфляционные меры были приняты во время правления второго президента от партии НРД, Эрнана Силеса Суасо, избранного в 1956. При поддержке Международного валютного фонда и США правительство начало проведение программы стабилизации, включавшей ограничение роста заработной платы, отмену контроля над ценами на большинство товаров и ограничение правительственных расходов. Эти меры, однако, не смогли покончить с экономическим кризисом, с которым пришлось иметь дело вторично избранному в 1960 В.Пасу Эстенсоро.

В период правления НРД Боливия имела самое стабильное и авторитетное правительство за всю историю страны. Пресса пользовалась полной свободой и критиковала правительство. Изменения в составе правительства, происходившие в 1956 и 1960, осуществлялись путем демократических выборов.

Правление военных.К середине 1960-х годов НРД стала придерживаться центристских позиций в политике. В 1964 шахтеры, составлявшие костяк народной революционной милиции, вышли из НРД и создали Левую национально-революционную партию. В 1964 Пас Эстенсоро был вновь избран президентом, однако число его противников, как справа, так и слева, увеличивалось. Военные, утерявшие политическое влияние после революции, вновь стали вмешиваться в политику. В ноябре 1964 она осуществили государственный переворот, свергли президента и подавили в 1965 сопротивление новому режиму со стороны шахтеров. В 1966 президентом был избран генерал Рене Барриентос Ортуньо, который оставил в силе большинство программ преобразований. В 1967 армия разгромила партизанское движение во главе с Эрнесто (Че) Геварой.

После смерти Барриентоса к власти приходили, сменяя друг друга, многочисленные правительства правого и левого толка. Левые, занявшие руководящее положение во время правления генералов Альфредо Овандо Кандии и Хуана Хосе Торреса Гонсалеса, осуществили национализацию собственности американских нефтяных компаний и отменили ограничения деятельности профсоюзов. Однако произошедший в августе 1971 новый военный переворот, произведенный при поддержке правых и центра, привел к власти полковника Уго Бансера Суареса.

Бансер, пользовавшийся поддержкой деловых кругов, оставался на посту президента в течение семи лет. После попытки переворота в 1974 Бансер Суарес запретил деятельность всех политических партий, профсоюзов и студенческих организаций.

В июле 1980 власть захватил генерал Луис Гарсия Меса, приостановивший действие конституции. Многие политические деятели, руководители профсоюзов и военные были арестованы и убиты, другие бежали за границу; университеты были закрыты; и кокаин, который к тому времени составлял главную статью экспорта и дохода крестьян, сделался источником обогащения для президента и правительства. В августе 1981 Гарсия Меса был свергнут военными, и президентом был избран генерал Сельсо Торрельо Вилья. Его правление было более умеренным и ознаменовалось смягчением политического климата; правительство обещало провести выборы в 1983. Однако в течение всего 1982 нарастали стачки и демонстрации с требованиями положить конец правлению военных. В июле Торрельо Вилья оставил пост президента, ему на смену пришел другой представитель умеренных, генерал Гидо Вильдосо Кальдерон. В октябре 1982 правление военных закончилось; на проведенных выборах перевес получил Эрнан Силес Суасо, и конгресс избрал его президентом.

На выборах в июле 1985 бывшие президенты Бансер Суарес и Пас Эстенсоро получили почти одинаковое количество голосов, причем ни один не набрал абсолютного большинства. Согласно конституции, выбор в этом случае оставался за Национальным конгрессом, который и избрал на пост президента В.Паса Эстенсоро.

Последний немедленно начал осуществлять жесткую антиинфляционную программу при поддержке Международного валютного фонда. Взамен обесцененного песо была введена новая денежная единица - боливиано, стоимость которой приравнивалась к миллиону песо. Правительство провело сокращение правительственных служащих, урезало субсидии, закрыло как нерентабельные большую часть оловянных рудников, а последовавшие за этим забастовки и демонстрации были с легкостью подавлены. Безработица и бедность росли, однако темпы инфляции снизились до менее 20% в год, и к 1988 начался экономический подъем. На президентских выборах в мае 1989 три кандидата набрали примерно равное количество голосов - Бансер Суарес, Гонсало Санчес де Лосада от НРД и Хайме Пас Самора от умеренно левой партии Левое революционное движение (ЛРД). После сложного маневрирования Бансер Суарес решил поддержать Паса Самору, который благодаря этому сменил Паса Эстенсоро на посту президента.

Правительство Паса Саморы оказалось крайне непоследовательным; его обвиняли в связях с мафией (хотя и недоказанных), что вызвало осложнения в отношениях с Соединенными Штатами. Оскар Эйд, лидер партии ЛРД, к которой принадлежал и президент, подвергся тюремному заключению по обвинению в соучастии в наркобизнесе, и даже самому Пасу Саморе был запрещен въезд в США. И все же во многих отношениях Пас Самора продолжал политику своего предшественника. Результатом этого явилось возникновение в начале 1990-х различных политических движений, лидеры которых напрямую обращались к большинству боливийцев. Самым значительным из них стали движения «Совесть Родины» (КОНДЕПА) и Гражданский союз «Солидарность» (ГСС); во главе первой, которую поддерживали главным образом жители Альтиплано и Ла-Паса, стоял Карлос Паленке, завоевавший популярность своими выступлениями по радио и телевидению, а вторую возглавлял владелец крупнейшего пивного завода в стране Макс Фернандес. Смерть Паленке в 1997 продемонстрировала неустойчивость политических организаций подобного типа; в отличие от них НРД, основанная в 1941, продолжает функционировать, пережив несколько расколов.

На выборах 1993 победила НРД; ее кандидат Гонсало Санчес де Лосада, хотя и не получил абсолютного большинства голосов, пользовался широкой поддержкой населения; его намерение продолжать политику рыночных реформ в экономике снискало ему также поддержку других главных партий. Наибольшие разногласия в правительстве вызвало его решение модернизировать уже достигшую стабильности экономику с помощью приватизации, народного капитализма, «принципа участия» и полного пересмотра деятельности местных органов власти и налоговой системы.

Новое законодательство успешно ликвидировало государственное устройство, возникшее в результате революции 1952, что вызвало множество протестов, особенно в тех случаях, когда ставилась под сомнение необходимость контроля над частным сектором.

Экономический спад, поразивший все страны региона, особенно тяжело сказался на экономике Боливии. Правительство Лосады оказалось не в силах выполнить свои предвыборные обещания, и на следующих выборы его партия проиграла (1997).

На выборах 1997 победу одержал Уго Бансер Суарес, лидер НДД, предвыборная кампания которого проходила под лозунгами демократизации, экономического равноправия и борьбы с наркотиками. Он сумел обеспечить себе поддержку ЛРД, ГСС и КОНДЕПА и создал еще одну коалицию, следуя установившимся новым традициям в боливийской политике. Генерал Бансер Суарес правил страной как диктатор с 1971 по 1978, и это обстоятельство, в сочетании с тем, что 75% голосов было отдано не за НДД (на выборах в Национальный конгресс НДД завоевала 33 места из 130), вынуждает его вести более гибкую политику.

Несмотря на временные успехи рыночной политики боливийских правительств в конце 1980-1990-х, к 2000 в стране стали накапливаться экономические и социальные трудности. Внешний долг боливийского государства достиг 3,7 млрд. долл. США. Международные финансовые институты выразили готовность списать часть долга и предоставить новые кредиты в обмен на дальнейшие рыночные реформы. Но против таких реформ выступили широкие слои населения, включая жителей крупных городов, шахтеров, преподавателей, а также крестьян. Ряды последних пополнились тысячами бывших шахтеров, которые остались без работы в результате закрытия оловянных шахт и рудников и вынуждены были перейти к выращиванию кустарника кока. Поскольку кока используется для производства кокаина, боливийские власти проводят массированную кампанию по уничтожению ее посадок, что вызывает еще большее недовольство крестьян. В конце 1999 - начале 2000 произошло значительное повышение цен на продукты питания, электроэнергию и бензин.

3 февраля 2000 в Кочабамбе начались массовые волнения. Жители города протестовали против приватизации водоснабжения, которая должна была привести к резкому вздорожания этого вида услуг. Выступления горожан были поддержаны профсоюзами и крестьянами, перекрывшими дороги в регионе. Несмотря на введение чрезвычайного положения, властям не удалось подавить движение протеста; оно распространилось на всю страну. В результате столкновений между демонстрантами, с одной стороны, и полицией и армией, с другой, погибли 6 человек, 50 были ранены, сотни людей, включая лидеров профсоюзов, были арестованы. В ответ в Кочабамбе и других городах вспыхнула всеобщая стачка. Правительство вынуждено было пойти на уступки и 16 апреля 2000 подписать с протестующими соглашение об отмене плана реорганизации водоснабжения и освобождении арестованных.

Однако в последующие месяцы движение протеста против правительства Б.Суареса и проводимой им социально-экономической политики охватили всю Боливию. В сентябре 2000 организации крестьян, учителей, студентов и другие профсоюзы, используя динамит и баррикады, блокировали дороги и парализовали движение по всей Боливии; в городах проводились беспрерывные марши протеста. На введение осадного положения протестующие ответили созданием комитетов самообороны; в ходе столкновений имелись многочисленные жертвы. Власти и на сей раз пошли на уступки, но выступления безземельных, крестьян, выращивающих коку, шахтеров и противников приватизации коммунальных служб и энергетики продолжались. Новые кампании и акции протеста продолжались на протяжении всего 2001, несмотря на вынужденную отставку президента Б.Суареса. Бывший диктатор признал также свою ответственность за нарушения прав человека и репрессии в период своего военного правления (между 1971 и 1978 погибли не менее 200 человек, а тысячи противников его режима были арестованы или покинули страну).

Выборы 2002 ознаменовались поляризацией сил между «традиционными» руководитель индейцев Фелипе Киспе. Однако Национальный конгресс избран президентом сторонника прежнего политического курса Санчеса де Лосаду. Смена власти не привела к разрешению кризиса в стране. Выполняя требования Международного валютного фонда о сокращении бюджетного дефицита, правительство объявило о повышении налогов, что привело к новым волнениям и вооруженным столкновениям между войсками и демонстрантами в феврале 2003. Президент вынужден был отменить запланированные непопулярные меры.