Железный век предстаёт в образе обывателей и вызывает, прежде всего, чувство скуки[72].

Посвящен теме испытания любовью.

Главный герой – пошлый, обыденный, подвергается испытанию нечистой силой. Он неспособен смотреть в себя. В сцене, когда Вий является туда, где Хома Брут читает молитвы и у последнего есть заповедь «смотри в себя», но он не может сделать этого, он слишком любопытен, а это не праведное чувство. И вот это неумение смотреть вглубь его и губит его, потому что Хома смотрит на вия и погибает.

Это чрезвычайно важная идея. С точки зрения Гоголя любопытство губительно, и в этом смысле здесь явная аллюзия на повесть об Адаме. Идея испытания любопытством, не только женской красотой, но и вниманием к внешнему миру, здесь одна из важнейших философских проблем.

Кроме того в этой повести, Гоголь соединяет своё великолепное владение фольклором с литературной начитанностью. Это раскрывается в самом названии «Вий». Во-первых, оно соотносится с циклом сказок о ведьмах, где присутствует мотив красавицы-оборотня (в том числе и в «Майской ночи»).

Во-вторых, в поясняющем названием письме Гоголь говорит о «гноме».[69] Однако гном - это немецкая культура, никакого отношения к украинской не имеет. Так, Гоголь соединяет два начала - украинский и немецкий фольклор, который был ему знаком через Гофмана.

И в-третьих, вий - малоросс., старик с бровями и веками до земли; если поднимут его веки, то взгляд его испепеляет людей. Таким образом, Вий, а вернее, веко – это тот самый главный инструмент для взгляда, который губит человека.

Контаминация[70] происходит у Гоголя и в имени главное героя - его зовут Хома Брут. Хома - имя православное и достаточно распространенное. Хома/Фома - имена славянского ряда. Имя Брут имеет латинское начало, восходящее к древнеримской истории, которая интересовала Гоголя. Таким образом, он обыгрывает латинское имя. Но Брут – это убийца Цезаря, а Брут в значении «грубый», «примитивный», «брутальный».

В описанное в повести испытание изображает постепенное падение человека и отпадение от церкви, от религии, от веры. И если Товстогубы жили в золотом веке, то Хома Брут, профессионально связанный с религией, оказывается далёким от принципов веры, слаб в свое вере. И наконец уже совсем поглощены во внешних дрязгах и ссорах обывательской жизни герои последней повести, так называемого железного века.

«Как поссорился Иван Ивановыч с Иваном Никифоровичем»[71]

Кроме того, мотив скуки, грусти становится ведущим не только в этой повести. И в конце концов, как признавал и сам Гоголь, скука становится едва ли не сквозным образом всего его творчества.

При этом надо иметь в виду ещё один чрезвычайно значимый момент. У романтиков тоска – это, прежде всего, этап миропонимания жизни у героя, это грусть по невозможности соединиться с идеалом, это принадлежность мыслящего человека, который понимает всю недостаточность земного существования.

У Гоголя это скука по отношению к обывательской жизни, то есть обыватель в связи с миром во всей его мелочности и пошлости. И эта скука оказывается для него единственным выходом жизни. Когда какая-то мелочь выпадает из цепочки, для становится катастрофой. Как в этой повести, где мир рушится из-за примитивной ссоры. И эта мелочность и пошлость подавляет все другие человеческие качества, оказываясь губительной. Отсюда, из-за невозможности освободиться от приземлённости, появляется приём повтора, говорящий о бесконечности это скуки. Кроме того, эта повесть находит н некий отклик с Тарасом Бульбой - кровавые столкновения Сечи и борьба в истории сопоставляется с войной между обывателями из-за мелочей

Таким образом, сборник «Миргород» - это серьёзная заявка молодого автора (в 1835 году Гоголю ещё не исполнилось 35 лет) на роль в русской литературе, причем именно в прозе. И это было понято В. Г. Белинским, который выпустил статью «О русской повести и повестях господина Гоголя»[73], где пишет обозрение на историю русской повести и говорит не только о Гоголе, но и других программных авторах – Павлове, Бестужеве-Марлинском.