Старосветские помещики».

Золотой век, имеющий позитивное начало, представлен в имении пары Товстогубов. Но этот «золотой» век вызывает в современном читателе некое неприятие, потому что акцентирует внимание на плотском и подавляет духовное начало.

Что делают Товстогубы? Они постоянно едят, и можно сказать, что эта повесть может служить своеобразным справочником по питанию помещиков того времени. Здесь можем увидеть как тема любви переплетается с темой примитивного и пошлого времяпрепровождения. Это любовь, которая становится привычкой Жизнь Товстогубов напоминает чету Лариных из «Евгения Онегина» - это жизнь современных обывателей.

И в этом смысле благоуханная украинская поместная жизнь и то, как они счастливым, любимы и живут в мире и согласии, - это одна возможная интерпретация.

С другой стороны, можно акцентировать противоположный момент – отсутствие духовности, когда потребление становится гигантским и преобладает потребительское отношение к жизни.

Есаулов в своей концепции очень однозначно говорит о движении от гармонии к дисгармонии. Говоря, что в последней повести, «Как поссорился Иван Ивановыч с Иваном Никифоровичем» происходит деградация, как мир переходит от деревни к городу и разрушается. Мир, в отличие от города, имеет деревенский, мирный, пасторальный уклад. Тем не менее, только такая интерпретация недостаточна.

Нельзя забывать о веселом стиле Гоголя. Гоголь - веселый писатель, в том числе и в отношении «Миргорода». Очень характерно поэтому высказывание М. М. Бахтина о том, что смех Гоголя всегда весел, другое дело, что к нему могут примешиваться разные интонации и разные иные моменты. Он может осложняться грустью, сарказмом, иронией, но всё равно он весел в своей основе.

Надо сказать, что анализировать этот приём Гоголя начали ещё при его жизни. И В. Г. Белинский понял, что это не просто смех ради смеха, не просто карикатура на общество, а что это смех сквозь слёзы, о чём позднее говорил и С.П. Шевырев.

В «Старосветских помещиках» есть и смешное, и грустное. Между тем, Гоголь говорит об очень серьёзной проблеме - подавлении духовного начала материальным и использует гиперболизацию..

Андрей Белый в своё время написал книгу «Мастерство гоголя», в которой анализировал приёмы Гоголя и материала гоголевского текста.[68]

 

Гоголь выстраивает свои образы на основе гиперболы и преувеличения, иногда доводят до фантастических размеров, которые можно отнести к гротеску. Но самого гротеска в «Помещиках» в общем ещё и нет, это более позднее качество произведений Гоголя. Тем не менее намётки влечения уже можно увидеть в этой гиперболизации потребительских начинаний

Однако в этой повести мир ещё достаточно гармоничный, дружный, духовный. Вместе с тем уже следующую повесть можно условно назвать переходом к Серебряному веку человечества.

 

«Тарас Бульба»

 

В «Тарасе Бульбе» Гоголь затрагивает ещё одну серьёзную тему - тему испытания любовью и испытание женской красотой. Символ демонической женской красоты здесь связан с польской красавицей, возлюбленной Андрия. Когда он встречает полячку, он в неё влюбляется, и эта любовь оказывается сильнее, чем долг перед родиной и преводит его к предательству.

Не соблюдение товарищество Запорожской Сечи и интересов товарищества, на котором держится Сечь, оказывается для него менее важными, чем красота и желание быть со своей возлюбленной. Мало этого, с темой враждебной красоты для человека связано описание красоты польских храмов, польского костёла.

Для Гоголя это важно, потому что через всё его творчество проходит мысль о противостоянии православия в широком его понимании как ковчега восточнославянской народности католичеству. И это противостояние права вера и чужой усиливается в «Тарасе Бульбе».

Стоит отметить, что Гоголь очень много писал об истории, был преподавателем, профессором Петербуржского Университета. Но для него это не просто желание занять кафедру, а очень большой интерес и внимание к истокам национального, к истокам культуры. Трудно определить, какой именно период противостояния казаков и Польши изобразил Гоголь; он объединяет трехвековое противостояние в одну историческую эпоху. Безусловно, он идеализирует Сечь и казаков, но Андрий уже отделяется от них как индивидуум, провозглашая мысль о противостоянии личности товариществу (проблема 30-х годов).

 

«Вий»