Зубчатые редукторы
Классификация редукторов
Редукторы классифицируют по типам, типораз- мерам и исполнениям. Тип редуктораопределяют по виду применяемых зубчатых передач и порядку их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному, по числу ступеней передач и по расположению геометрической оси тихоходного вала в пространстве.
Для обозначения применяемых зубчатых передач исполь- зуют прописные буквы: Ц — цилиндрические, К — коничес- кие, КЦ — коническо-цилиндрические, Ч — червячные,
72 73
ЧЦ — червячно-цилиндрические, ЦЧ — цилиндрическо-чер- вячные, Г — глобоидные, П — планетарные, В — волновые. По числу ступеней передач различают редукторы: одно- ступенчатые, двухступенчатые, трехступенчатые. Если чис-
Исполнение редуктораопределяют передаточное число, вариант сборки и форма концевых участков валов (цилин- дрическая, коническая).
|
ло одинаковых передач две и более, то в обозначении ре-
межосевым расстоянием тихоходной ступени а
= 180 мм и
дуктора после буквы ставят соответствующую цифру.
Широкий редуктор обозначают буквой Ш, узкий — У, соосный — С. В мотор-редукторах к обозначению впереди добавляют букву М (МП — мотор-редуктор с планетарной зубчатой передачей).
По расположению геометрической оси тихоходного вала
в пространстве различают редукторы горизонтальные, вер-
тикальные и универсальные.
передаточным числом и = 56 имеет обозначение КЦ2-180-
|
|
Если все валы редуктора расположены в одной верти-
минальному вращающему моменту Т
(Н.м) на выходном
кальной плоскости, то к обозначению типа добавляют индекс В. Если ось тихоходного вала вертикальна, то до- бавляют индекс Т, если ось быстроходного вала вертикаль-
валу. Чем меньше g, тем выше технический уровень редук-
|
|
|
на — индекс Б.
при Т
= 315 Н.м: червячного — 0,14; конического — 0,12;
Например, на рис. 12.1, в приведена схема редуктора
цилиндрического — 0,095; планетарного — 0,085; волново-
|
— цилиндрического двухступенчатого, все валы
го — 0.063.
которого расположены в вертикальной плоскости, а на рис.
Значения g, кг/(Н.м), для двухступенчатых редукторов при
|
— червячного
= 1000 Н.м: коническо-цилиндрического — 0,1; цилиндри-
одноступенчатого с вертикальной осью тихоходного вала.
Типоразмер редуктораопределяют тип и главный размер
(параметр) тихоходной ступени.
Для цилиндрической, червячной и глобоидной передач
|
ческого по развернутой схеме — 0,085; соосного — 0,070.
В конструкциях с цементованными и закаленными зубь-
ями можно получить g = 0,03...0,05 кг/(Н.м).
|
, пла-
|
Другими параметрами зубчатых редукторов являются коэффициент ширины зубчатых колес, модули (торцовые или нормальные) зубчатых колес, углы наклона зубьев, а для червячных редукторов — дополнительно коэффициент диаметра червяка.
Цилиндрические редукторысостоят из цилиндри- ческих зубчатых передач. Благодаря своей долговечности, широкому диапазону передаточных вращающих моментов, простоте изготовления и обслуживания они широко распро- странены в машиностроении.
Одноступенчатыередукторы типа Ц (см. рис. 12.1, а) применяют при передаточных числах и £ 6,3. Зацепление в большинстве случаев косозубое.
74 75
Двухступенчатыередукторы выполняют по развернутой
(см. рис. 12.1, б и в), раздвоенной(см. рис. 12.1, г) и соосной
(см. рис. 12.1, д) схемам. Диапазон и = 6,3...40.
Наиболее распространены цилиндрические двухступен- чатые горизонтальные редукторы типа Ц2 (см. рис. 12.1, б), выполненные по развернутой схеме. Они конструктивно просты, технологичны, имеют малую ширину. Недостат- ком этих редукторов является неравномерность распреде- ления нагрузки по длине зуба из-за несимметричного распо- ложения колес относительно опор.
Для улучшения условий работы зубчатых колес наиболее нагруженной тихоходной ступени применяют редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью типа Ц2Ш (см. рис.
12.1, г). Для равномерной нагрузки обеих зубчатых пар быст- роходной ступени их выполняют косозубыми (зубчатое ко- лесо одной пары — с правым, другой — с левым зубом), а один из валов делают «плавающим», что обеспечивает само- установку вала в осевом направлении. Такие редукторы лег- че редукторов по развернутой схеме (на 20%).
Соосные редукторы типа Ц2С (см. рис. 12.1, д) имеют меньшую длину корпуса. Они проще по конструкции, легче
и менее трудоемки в изготовлении.
Цилиндрические трехступенчатые редукторы выполняют по развернутой или раздвоенной схеме при и = 31,5...250.
Конические редукторытипа К (см. рис. 12. 1, е) выполня- ют с круговыми зубьями при передаточном числе и < 5. Коническо-цилиндрические редукторы (см. рис. 12.1, ж) не- зависимо от числа ступеней выполняют с быстроходной конической ступенью.
Червячные редукторычаще всего применяют в односту- пенчатом исполнении (тип Ч, см. рис. 12.1, u–л) с передаточ- ным числом и = 8.. .63. Для приводов тихоходных машин при- меняют червячно-цилиндрические типа ЧЦ (см. рис. 12.1, з) или двухступенчатые типа Ч2 (см. рис. 12.1, м) редукторы.
Тип редуктора, основные параметры и конструкцию выбирают в зависимости от его места в силовой цепи при-
вода машины, передаваемого момента и частоты враще- ния, назначения машины и условий эксплуатации. На прак- тике используют стандартные редукторы, изготавливаемые на специализированных заводах.
Цилиндрические редукторы следует предпочитать дру- гим ввиду более высоких значений КПД. При больших пере- даточных числах применяют планетарные, червячные и вол- новые редукторы.
Корпуса(картеры) редукторов должны быть прочными и жесткими. Внешние очертания формируют плоскостями с внутренним расположением бобышек, фланцев и ребер. Корпуса отливают из серого чугуна, реже из алюминиевых сплавов. Для удобства сборки корпуса редукторов выпол- няют разъемными по плоскости расположения осей валов. Опорами валовредукторов являются подшипники каче-
ния.
Смазываниезубчатых или червячных передач редукто- ров применяют в целях уменьшения изнашивания, отвода тепла и продуктов износа контактирующих поверхностей, защиты от коррозии и снижения шума и вибраций. В боль- шинстве случаев смазывание зацепления осуществляют погружением в масляную ванну, а подшипников — разбрыз- гиванием (масляным туманом).
При окружной скорости колеса свыше 3 м/с происходит интенсивное разбрызгивание масла внутри корпуса и обра- зование масляного тумана, обеспечивающего смазывание всех других зацеплений и подшипников качения.
Во избежание больших гидравлических потерь окружная скорость погружаемой детали не должна превышать 12,5 м/с. Сорт масла назначают в зависимости от условий и режи-
ма работы. Вязкость масла должна быть тем выше, чем больше значения контактных напряжений и меньше значе- ние окружной скорости.
В процессе эксплуатации смазочные масла постепенно теряют свойства. Периодичность замены масла устанавли- вают в зависимости от условий работы.
76 77
Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧАХ