ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

(IV-II тыс. до н. э.)

Локализация шумерской цивилизации – юг Междуречья.

Шумеры – народ неизвестного происхождения (сами себя они называли черноголовыми, позже так стали называть себя все жители Двуречья) – пришли в Междуречье в V-IV тыс. до н. э. Также в развитие данной цивилизации принимали участие семиты, жившие изначально на севере Междуречья.

Считается, что шумеры изобрели колесо, а на рубеже IV-III тыс. до н. э. – создали письменность – клинопись, ставшей основой для иных систем письменности Ближнего Востока, а также для многих современных письменных систем.

 

Периодизация истории шумерской цивилизации:

раннединастический (XXX-XXIV вв. до н. э.) – существование отдельных городов-государств;

аккадский (XXIV-XXII вв. до н. э.) – существование централизованного Аккадского царства;

господства кутиев (II пол. XXII в. до н. э.);

позднешумерский (III династии Ура) (XXIV в. до н. э. – около 2000 г. до н. э.) – существование централизованного царства Шумера и Аккада.

 

В начале IV тыс. до н. э. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Центром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города-государства:Киш, Лагаш, Умма, Ур и Урук. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак.

Правителем города был верховный жрец городского храма (энси (эн)). Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога. Войском командовал вождь (лугаль).

В 2316 г. до н. э. Саргон, человек незнатного происхождения, захватив земли, принадлежавшие Кишу, основал город Аккад, по имени которого стали называть среднюю часть Двуречья и жившие там семитские племена – аккадцев (оттуда был родом и сам Саргон). Саргон создал первую в Передней Азии империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Персидского залива, и правил ею до 2261 г. до н. э.

Опорой царя стали божественные установления – правда (киттум) и справедливость (мишарум), которым он обязан был следовать. Власть царя считалась божественной и передавалась от отца к сыну.

Саргон разрушил номовые порядки и установил систему восточного деспотизма, поставии города и храмовые хозяйства под управление чиновников. Жречество, совет старейшин и народные собрания утратили власть.

Основой армии стало постоянное войско, поселённое на царских землях вокруг Аккада. Воины впервые были вооружены луками. Двуречье объединили общая система каналов и дорог, а также единая система мер и весов.

Саргон заложил основы единой культуры Двуречья. Шумерский язык остался государственным языком и языком элитной культуры, но система клинописи была приспособлена к аккадскому языку. Шумерская религия была также воспринята аккадцами, давшими шумерским богам семитские имена. Главными среди 12 великих богов аккадцев были бог неба Ану, бог воздуха Энлиль, которого стали называть Белом (Господином), и бог воды и мудрости Эа.

Внук Саргона Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) подавил мятежи, сотрясавшие Аккадское царство после смерти его деда, совершал походы в Сирию, Верхнее Двуречье и Западный Иран и, завершив реформы, стал именовать себя «Царём четырёх сторон света». Первым из аккадских царей он провозгласил себя богом.

В XXII в. до н. э. Аккадское царство сокрушили горские племена кутиев. Они вторглись в Двуречье с Иранского нагорья и подчинили себе всю страну, кроме Лагаша. Его правитель Гудеа (IV чет. XXII в. до н. э.) откупился от горцев и завладел Южным Двуречьем. После его смерти (2109 г. до н. э.) сын вялельщика рыбы Утухенгаль возглавил восстание против кутиев и, изгнав их, основал царство Шумера и Аккада.

Соратник Утухенгаля Ур-Намму (2111-2094 гг. до н. э.) сделал столицей царства Ур, став основателем III династии Ура. Она правила до начала XX в. до н. э.

В Уре Ур-Намму воздвиг первый зиккурат – гигантский ступенчатый храм бога луны Нанны, покровителя Ура. Аналогичные сооружения, ставшие образцами для подражания, он построил в других городах царства.

Цари Ура возродили принципы государственности, заложенные Саргоном. Города-государства утратили самостоятельность и стали центрами управляемых чиновниками наместничеств. Основу постоянного войска составили чужеземцы, селившиеся на царской земле.

Ур-Намму издал законы, вероятно, первые в мире. Государство взяло под защиту частную собственность и жизнь граждан. В зависимости от тяжести преступления вводилась система штрафов.

Все храмовые и царские земельные угодья, а также ремесленные мастерские стали единым государственным хозяйством. Трудившиеся в нём рабы были разбиты на отряды и получали продовольственный паёк. Урожай и продукция мастерских расходовались на содержание двора, войска, чиновников и на жертвы в храмах. Внутренняя торговля была запрещена, а внешняя стала привилегией государства. Царство было разделено на округа.

Культы богов были сведены в единую систему во главе с богом, покровителем государственности, Энлилем. В соответствии с учением о божественном происхождении царской власти монархи, начиная с сына Ур-Намму, Шульги (2093-2047 гг. до н. э.), обожествлялись.

В XX в. до н. э. Шумер и Аккад были захвачены семитскими племенами амореев.