Понятие о несимметричном шифровании информации

 

Системам шифрования столько же лет, сколько письменному обмену информацией. Обычный подход состоит в том, что к документу применяется некий метод шифрования (назовем его ключом), после чего документ становится недоступен для чтения обычными средствами. Его может прочитать только тот, кто знает ключ. Аналогично происходит шифрование и ответного сообщения. Если в процессе обмена информацией для шифрования и чтения пользуется одним и тем же ключом, то такой информационный процесс является симметричным.

Основной недостаток симметричного процесса заключается в том, что прежде чем начать обмен информацией, надо выполнить передачу ключа, а для этого опять таки нужна защищенная связь, т.е. проблема повторяется на другом уровне. Если рассмотреть заказ клиентом товара или услуги, то получается, что торговая фирма должна иметь по одному ключу для каждого своего клиента и каким-то образом передать ему этот ключ. Это неудобно ни с каких точек зрения.

Поэтому в настоящее время в Интернете действуют несимметричные системы шифрования, основанные на использовании не одного, а двух ключей. Происходит это следующим образом.

Компания для работы с клиентами создает 2 ключа: один открытый (PUBLIC - публичный) ключ, а другой – закрытый (PRIVATE - личный) ключ. На самом деле это как бы две «половинки» одного целого ключа, связанные друг с другом.

Ключи устроены так, что сообщение, зашифрованное одной «половинкой», можно расшифровать только другой половинкой (не той, которой оно было зашифровано). Создав пару ключей, торговая фирма широко распространяет публичный ключ (открытую половинку). Она может опубликовать его на самом сервере, где каждый желающий может его получить. Если клиент хочет сделать фирме заказ, он возьмет его публичный ключ и с его помощью закодирует свое сообщение о заказе и данные о своей кредитной карте. После кодирования это сообщение может прочесть только владелец закрытого ключа. Никто из участников цепочки, по которой пересылается информация, не в состоянии это сделать. Даже сам отправитель не может прочитать собственное сообщение, хотя ему хорошо известно содержание. Лишь получатель сможет прочесть сообщение, поскольку только у него есть закрытый ключ, дополняющий использованный публичный ключ.

Если фирме надо будет отправить клиенту квитанцию о том, что заказ принят к исполнению, она закодирует ее своим закрытым ключом. Клиент сможет прочитать квитанцию, воспользовавшись имеющимся у него публичным ключом данной фирмы. Он может быть уверен, что квитанцию ему отправила именно эта фирма, а никто иной, поскольку никто иной доступа к закрытому ключу фирмы не имеет.