Зрительно воспринимаемые носители информационно-эстетического потенциала здания.

Геоны и обобщенные конусы.

Геоны составляют подраздел общей группы конусов, представляющих собой предметы, получаемые, когда поперечное сечение растягивается вдоль осей. Например, круг, растянутый по продольной оси, превращается в конус.

Такая декомпозиция может быть только результатом развернутого во времени обучения, позволяющего постепенно выявить компоненты предмета, которые обладают наибольшей автономной вариабильностью и, таким образом, заслуживают статуса «частей».

Выводы:

- Как можно чаще используйте узнаваемые образы, так как люди автоматически обращают на них внимание. Применяйте объединение и разделение для группирования образов.

- Если вы хотите, чтобы люди узнавали объект (например, значок), используйте простые геометрические формы. Это облегчает распознавание базовых геонов и, таким образом, даёт возможность быстрее и легче узнавать объект.

- Двумерные элементы предпочтительнее трехмерных. Глаза передают информацию мозгу в виде двумерных объектов. Трехмерное представление может существенно замедлить узнавание и понимание, а значит фронтальная композиция предпочтительнее глубинно-пространственной и объёмной!

Необходимость учёта условий зрительного восприятия в архитектуре сооружений общеизвестна. Она была осознана ещё в древности. Учесть условия зрительного восприятия – это значит придать архитектуре здания качества, выражающие его принадлежность именно к данному месту строительства, к окружающей пространственной среде.

К материальным, т.е. зрительно воспринимаемым носителям информационно-эстетического потенциала здания относятся: общая форма, силуэт, стилистические признаки и крупные членения фасада, метроритмические закономерности, детали и цвет, материал и фактура ограждающих поверхностей, системы пропорций и масштабность, рисунок деталей и т.д. Они образуют своего рода информационные «слои», каждый из которых обладает своим содержанием. В зависимости от конкретных условий восприятия и роли здания в заданной ситуации архитектор должен откорректировать содержание каждого «слоя» (например в общей форме силуэт – этажность; в крупных членениях фасада – пластику общей формы, главную композиционную тему и т.д.), а также сообщить ему необходимую активность и приоритетность.

Чтобы решить эту задачу, следует принять во внимание физиологию зрения. Известно, что зона чёткого восприятия ограничена 27˚ в вертикальной плоскости и 42˚ – в горизонтальной. Отсюда вытекают важные последствия. Во-первых, чем дальше объект восприятия, тем большая его часть попадает в поле зрения. Отдельный дом начинает восприниматся вместе со своим окружением и оцениваться в сравнении с соседними зданиями. Во-вторых, по мере удаления от объекта восприятия меняется содержание целого и части. Если на близком расстоянии «целым» был фрагмент фасада, а «деталью» – окно, дверь, балкон, то с увеличением дистанции «целым» оказывается панорама застройки, а дом всего лишь её деталью. В третьих, меняются пространственные ощущения.

Существенным условием оказывается скорость передвижения зрителя. Пешеходу доступно детальное восприятие (разглядывание) объекта. Проезжающий на транспорте успевает охватить лишь общие черты сооружений. Следовательно, застройка должна быть достаточно информативной для восприятия при разной скорости движения. Разнообразие зрительного восприятия жилых зданий актуализирует все их характеристики: от общей формы до рисунка балконных ограждений и оконных переплётов. Пренебрежение любым информационным «слоем» к обеднению архитектурных качеств застройки. Ближайший пример тому – панельные дома 1960 - 80-х домов.

 

Информационные слои в структуре фасада.

а – общий вид фасада; б – основная форма; в – крупная пластика; г – проёмы; е – фактура стены.

 

Разнообразные ритмы могут накладыватся на фасаде здания.

Наброски внутреннего фасада базилики Франческо Борромини с выявлением ритмических закономерностей в семантической (буквенной) форме.