Основные этапы развития истории философии.

Предмет, методы и функции философии.

Философское мировоззрение и его особенности.

Тема 1. Философия, ее предмет, методы и функции.

1. Понятие «мировоззрение» и его структура. Специфика мифологического и религиозного мировоззрения. Факторы перехода от мифологии к философии.

Понятие «мировоззрение» и его структура. Специфика мифологического и религиозного мировоззрения. Факторы перехода от мифологии к философии.

Понятия «философия» и «мировоззрение» тесно связаны между собой. Они занимаются решением одних и тех проблем, пытаясь ответить на вопросы об устройстве окружающего человека мира и месте человека в нем. Но философия является лишь одной из форм мировоззрения и имеет свой, специфический подход к решению обозначенных проблем.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Структура мировоззрения:

1. Познавательный компонент (основывается на обобщенных знаниях и представляет конкретно-научную и универсальную картину мира);

2. Ценностно-нормативный компонент (состоит из ценностей, идеалов, убеждений, верований, норм и др.);

3. Эмоционально-волевой компонент (при необходимости реализации знаний, ценностей и норм в практической деятельности нужно освоить их на эмоционально-волевом уровне, превратив из в личные взгляды, убеждения, верования и выработав определенную психологическую установку на готовность действовать);

4. Практический компонент (без него мировоззрение будет носить абстрактный, отвлеченный характер, а необходима реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах).

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте, на него существенное влияние накладывают национальные и религиозные традиции, уровень образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др. Оно включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида.

2. Теоретический отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью.

Исторические типы мировоззрения:

1. Первой формой мировоззрения в хронологическом порядке является мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Мифология – это особый тип мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В ней объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Виды мифов:

А) о происхождении мира, обычаев и обрядов;

Б) о законах природы;

В) эсхатологические (о конце света);

Г) биографические (о рождении, браке и смерти).

Черты мифологического сознания:

А) синкретичность (в мифе все находилось в единстве: правда и вымысел, человек и природа);

Б) антропоморфность (человек в мифе не выделял себя из мира, он очеловечивал мир и природу, объяснял их происхождение по аналогии с самим собой);

В) отсутствие рефлексии (человек не имел теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе);

Г) прагматизм (все явления оценивались с точки зрения их полезности или вредности, дружественности или враждебности по отношению к человеку).

С помощью мифов прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало духовную связь поколений.

С точки зрения мировоззренческих конструкций мифология неотделима от религии. Последняя существовала в тот же период, что и мифология. Мифы тесно переплетались с обрядами и служили предметом веры.

2. Религия – это вера в существование сверхъестественных сил и в возможность влиять на них при помощи культа, то есть системы обрядовых действий.

Виды религий:

А) первобытные формы религии:

· магия – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, мир вещей, людей, духов;

· фетишизм – почитание отдельных природных объектов, которым приписываются сверхъестественные свойства;

· тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов;

· анимизм – одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь, даже поселяющимися в самом человеке.

Б) национальные;

В) мировые:

· буддизм;

· христианство;

· ислам.

Особенности ортодоксального религиозного мировоззрения:

А) «вера», возводимая в принцип, при подчиненном положении разума;

Б) убеждение в возможность сверхъестественных, внепричинных и необъяснимых явлений;

В) наличие жестко установленных традиций, обрядов, ритуалов, культа;

Г) наличие «священного писания», а иногда и последующих догматов, которые воспринимаются в качестве божественного откровения, а значит – абсолютной истины.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного вечного. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности.

3. Философия;

4. Наука.

Факторы перехода от мифологии к философии:

1. Переход от бронзы к железу;

2. Развитие аграрного и ремесленного производства;

3. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

4. Появление разделения труда и товарно-денежных отношений;

5. Постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

В этих условиях миф не мог выполнять роль социального регулятора. Мифология переставала быть универсальным мировоззрением, так как приходила в противоречие с новой практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникала потребность в системе, которая с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе. В итоге на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума. Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматизм. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов.