Развитие итальянской архитектуры в XV-XVI вв.

Началом эпохи Возрождения в Италии принято считать 1420г., появление первой постройки Брунеллеско во Флоренции. Собора Санта Мария дель Фьоре 1296-1470гг. “Открытие” Брунеллеско (после периода готики) системе классического ордера, который знаменовал победу нового, научного мышления в архитектуре.

«Ренессанс» во многом связан с обновлением материальных, типологических и конструктивных форм архитектуры, отличных от романики и готики. Брунеллеско «открывает» ордер, олицетворяющий эстетический идеал красоты в архитектуре, созвучный с мировоззрением эпохи Возрождения, которая отражает общую динамику социальной, культурной и политической жизни Италии XV-XVI вв. На базе ордерного метода происходит глубокое революционное изменение в самом архитектурном мышление.

В этом смысле обращение к античности в творчестве Брунеллеско было принципиально новым и революционным, это- человеческая мера прекрасного заложенная в классическом ордере.

«Первооткрыватель» ордера Брунеллеско показывает работу стены в образной форме работой ордера. Это новое толкование ордера, которого не знала античность Рима и Греции как изобразительного средства.

В середине XV столетия появляется новое понимание ордера. Возникнув во Флоренции, оно принимает характер ведущего и во многом определяет во второй половине XV в. главное направление архитектурной мысли Возрождения.

Его зачинатель и идеолог – Леон Батиста Альберти. В его лице эпоха Возрождения выдвинула новый тип человека. Альберти был первым из великих людей итальянского Возрождения – с универсальными познаниями учёного, писателя, поэта, художника, зодчего.

Понимание ордера у Альберти принципиально отличается от того, что мыслил Брунеллеско.

Для Брунеллеско исходными были раннехристианские и романские формы.

Альберти шёл от непосредственно римской системы ордера, как он дан в фасаде Колизея – с колонной на фоне устоя арок. Римская модель ордера у Альберти становится исходным элементом.

Альберти создаёт теоретические основы архитектуры эпохи и научно формирует её принципы. Архитектурная наука Возрождения берёт начало от Альберти (пользовался трактатами Витрувия. 10 книг об архитектуре).

С Альберти начинается новый цикл развития архитектуры Возрождения.

Теоретическая и практическая деятельность Альберти и возрожденная им строгая античная классика становится основой подъёма и сплочения своих национальных творческих сил. В начале XVI в. в Риме – создаёт свой новый синтез классики в творчестве Браманте.

Имя Браманте связано и олицетворяет собой в архитектуре время с 1500 до конца 1527-1530-х годов – Высокое Возрождение.

Творчество Браманте в типической форме развивало то, что несло в себе искусство Возрождения, - его народность. Его творчество уравновешенно и гармонично.

Впервые в своей постройке Темпьетто Браманте из зодчих Возрождения обращается к дорическому ордеру. Высокое Возрождение поднимается до создания общеитальянского монументального стиля архитектуры. В творчестве Браманте как в фокусе отображается целостное и ясное устремление к идеалам мировоззрения эпохи. Новая широта и пространственный размах градостроительной реконструкции Рима.

Новый масштаб архитектуры – на базе постройки заново собора св. Петра.

Новые материальные возможности строительства – на базе накоплений папской казны.

Новое использование выразительности свойств римского ордера (в частности на основе монументальной дорики).

Всё это было поставлено зодчим Браманте на службу Высокому Ренессансу. В этом Браманте достойный продолжатель и завершитель великого почина Брунеллеско.

Именно завершитель, ибо сложное, глубокое и трагическое по духу творчество другого величайшего зодчего Микеланджело, по существу уже на грани, если не за пределами архитектурного цикла, знаменующего кульминацию Возрождения.

В то время как Браманте в своём творчестве, внутренне уравновешенном и гармоничном пребывает в согласии с миром окружающей жизни, Микеланджело творит, казалось, полный тревожного сознания надвигающейся катастрофы и неодолимости неизбежного.

Его образы внутренне напряжены, как позы его стиснутых путами «Рабов». Неразрешимый конфликт между волей человека – творца и костной стихией, глубоко отражавший историческую действительность времени, составлял центральную проблему творчества Микеланджело. В его архитектурном творчестве поиски новых средств выразительности, адекватных силе и эмоциональной направленности собственных творческих порывов мастера, неумолимо вели по пути разрушения основ эстетического мышления архитектурной классики Возрождения. Объективные начала красоты, заложенные в гармонической взаимосвязи ордерных элементов целого, Микеланджело приносит в жертву драматической силе эмоционального воздействия атектоничного сочетания частей.

Сложная и противоречивая картина последующего развития архитектуры Италии XVI в. неоднородна и по-разному раскрывается в архитектурной жизни её различных культурных центров, из которых Флоренция и Рим по-прежнему сохраняют своё первенствующее значение: особняком в XVI в. продолжает стоять Венеция с её запоздалым расцветом Ренессанса. Флоренция, колыбель классического искусства Возрождения, наиболее полно аккумулирует в себе те черты часто взаимопротивоположных тенденций, которые в целом дают типичную для Тосканы и севера Италии XVI в. картину стиля, условно обозначенного в литературе термином «маньеризм»*.

*«Маньеризм» - внешняя виртуозность и изощрённость идейно опустошённой «маниры», внешне продалжавшая классические Традиции.

Архитектурный стиль Тосканы XVI в. (Флоренции), и барокко, шедшее от Рима и отразившее уже новые течения в культуре конца века, в целом противостояли друг-другу в итальянском искусстве и архитектуре как два различно направленных стилевых течения.

В городах Тосканы и областях к северу от неё архитектура носит на протяжении всего XVI в. ярко выраженный светский характер. Это – архитектура городских дворцов и загородных вилл, отвечавшая повышенным запросам в области комфорта и стремлению к эстетической утончённости.

То, что предпринималось в папском Риме, было началом грандиозной программы реконструкции церковного фонда города и создания новой архитектуры Рима как мировой метрополии обновлённого к концу века, новый церковный тип определял собой лицо архитектуры барочного Рима. В этом глубокое различие путей развития стиля Тосканы и Рима в XVI столетии.