Основные черты права.

Княжеский абсолютизм.

Государственный и общественный строй в период феодальной раздробленности.

Государственный строй Германии в период относительно централизованного государства.

Лекция 10. Государство и право Германии в средние века.

 

1. Германия как самостоятельное государство образовалось в 843 году после распада Франкской империи на землях восточных франков. Территория государства первоначально включала в себя пять основных герцогств (Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия). Позднее к ним были присоединены земли славянских племен, а также французские и итальянские земли.

Развитие феодализма происходило в различных герцогствах достаточно неравномерно.

Историю германской государственности в эпоху средних веков можно условно разделить на два больших этапа:

1.Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства (10-12 вв.).

2. Политико-территориальная раздробленность в Германии (13-н.19 вв.).

В 11-12 вв. в Германии формируются основные сословия феодального общества. Феодальное сословие было представлено родовой (герцоги – племенные князья) и служилой (графы, фогты) аристократией, средним и мелким рыцарством (мелкопоместные дворяне, министериалы).

В н.13 столетия «Саксонское зерцало» устанавливает следующую систему иерархических рангов (щитов) для представителей феодального дворянства и духовенства: король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, вассалы, благородные рыцари и шеффены (судьи в общинных судах).

Крестьянство знало деление на категории свободных и несвободных. К категории свободного крестьянства относились крестьяне-чиншевики (держатели господской земли с выплатой денежной повинности – чинша) и арендаторы, получавшие землю во временную обработку.

Несвободные крестьяне находились в фактической и юридической зависимости от господ. К данной категории относились полусвободные литы, крепостные, батраки.

Многообразие форм зависимости указывает о незавершенности процесса феодализации. В дальнейшем границы между различными категориями крестьян стираются.

К концу XII века формируется сословие горожан, которое было представлено купцами и ремесленниками.

Создание централизованного государства связано с именем короля Оттона I (936-973 гг.). Его мероприятия в отношении местной церкви получили название «оттоновских привилегий». Оттон 1 ограничил права герцогов в отношении церкви, уравнял в правах светских и духовных феодалов, передал под управление церкви ряд герцогских земель. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Это объяснялось отсутствием у духовных феодалов наследственных прав на землю, а также сложившейся практикой предоставления духовного сана светской властью (королевская инвеститура). Кроме того, часть доходов с церковных земель поступала в королевскую казну. Политика Оттона 1 нашла логическое завершение в захвате Рима. Оттон 1 короновался в Риме, получил титул императора, что символизировало восстановление империи Карла Великого и преемственность власти от римских цезарей. Германия стала именоваться Священной Римской империей германской нации.

Аппарат управления государством сохранял черты дворцово-вотчинной системы эпохи Каролингов. Во главе государства находился избираемый феодалами император. Высшие государственные должности (канцлер, маршал и др.) становятся наследственными. При короле действует королевский совет – гофтаг. Продолжает созываться съезды феодалов. Королевские чиновники на местах – графы – превращаются в наследственных ленников. Военные силы подразделялись на имперские и княжеские. Верховным главнокомандующим был император. Судебная система была представлена сословными судами (суд равных) княжеские, графские, шеффенские, городские и церковные. Крепостные и население феодальных владений подлежало юрисдикции феодала.

2. В 13-14 вв. Германия распадается на множество княжеств, графств, бароний, экономически и политически разобщенных регионов. Происходит дифференциация сословной системы. В рамках империи складывается система имперских сословий (имперские князья, рыцари, представители имперских городов), в княжествах – земские сословия (дворяне, духовенство, горожане княжеств). Выделяется группа светских и духовных феодалов, получивших право выбора императора – князья-избиратели (курфюрсты). Исчезает среднее и низшее дворянство. Духовенство в свою очередь разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех социальных групп: патриции – городская верхушка, имевшая исключительное право управления городами, бюргерство – полноправные мастера и плебеи (подмастерья, поденщики, неимущие горожане). Крестьянская война 1525-1527 гг. и Тридцатилетняя война привели к сильному ослаблению городов и усилению крепостного права.

Центральный аппарат империи во главе с императором становится лишь номинальным носителем государственной власти. Император избирался по воле князей-курфюрстов без учета наследственных прав. За императором сохранилась лишь верховная судебная власть, а также военная (объявление войны) и внешнеполитическая (заключение мира) функции. Это положение было законодательно закреплено «Золотой буллой» 1356 г. В соответствии с указанным документом фактическое управление Германии переходило в руки семи курфюстов, которые большинством голосов избирали императора. Каждый император при выборе должен был соглашаться на определенные условия, ограничивающие его власть. Председателем коллегии курфюрстов являлся архиепископ Майнцский. Коллегия становится постоянно действующим органом и получает право суда над императором. «Золотая булла» закрепила политическую самостоятельность курфюрстов и их многочисленные регалии (собственность на недра, взимание пошлин, чеканка монеты, наследственность власти).

Кроме императора, в стране действовали два общеимперских органа – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг - общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: коллегии курфюстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Рейхстаг являлся не сословно-представительным органом государства, а представительным органом отдельных земель. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Однако его акты носили рекомендательный, а не обязательный характер.

Имперский суд был учрежден для рассмотрения дел имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Судейский состав имперского суда формировался императором (председатель) курфюстами и князьями (14 судей) и городами (2 судей).

В рамках империи таким образом существовала лишь видимость сословно-представительной монархии, а на деле сложилась своеобразная конфедеративная форма государственного единства. Сословно-представительные монархии к 14 в. оформились в рамках отдельных княжеств страны. Представительные органы земель - лантаги - состояли из трех курий: духовенства, рыцарей и горожан.

3. Развитие абсолютизма в Германии, имело свои особенности. В государстве продолжала сохраняться политическая и экономическая раздробленность. Количество самостоятельных государственных образований возрастает после религиозных войн (свыше 300). В стране утверждается так называемый княжеский абсолютизм, который в отличие от централизованных абсолютных монархий Западной Европы сложился не в рамках всей страны, а в пределах отдельных княжеских владений.

Последствия абсолютизма в Германии были иные, чем в Англии и Франции, в которых переход к абсолютной монархии обеспечил создание сильного централизованного государства. Абсолютизм в Германии сыграл реакционную роль, надолго закрепив в стране режим территориальной раздробленности.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Главой Пруссии являлся король (с 1701 г.), входивший в имперскую коллегию курфюрстов. Главными органами управления являлись Тайный Совет (позднее Генеральный военный комиссариат), три директории (финансовая, военных дел и королевских доменов). Пруссия славилась одной из самых больших в Европе армией. Основными тенденциями развития Пруссии были централизация и милитаризация государственного аппарата. Происходит возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. По своему политическому режиму, Пруссия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство.

Австрия в отличие от Пруссии не была централизованной страной, что было связано с ее многонациональным составом. Австрийские короли с 15 века избирались германскими императорами. Система органов часто реформировалась. К высшим органам власти относился Тайный (затем Государственный) Совет. Во главе провинций Австрии стояли наместники, собирался сейм. Централизация страны происходит при королеве Марии-Терезии.

4. Древнейшим источником права Германии являлся обычай. Со временем обычаи стали основой писанных сборников. Наиболее известным является «Феодальный Кодекс», в котором собраны обычаи, регулировавшие отношения сюзеренитета-вассалитета и феодальной собственности.

В 13 в. большую известность получили немецкие компиляции (нормы права, выработанные в судах), а также Саксонское и Швабское Зерцало.

Особенностью немецких сборников был латинский язык изложения. Лишь позднее они стали переводиться на немецкий язык.

В первой части Саксонского Зерцала содержится «земское право» Северо-Восточной Германии (уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное право). Во второй части – «ленное право» - нормы, регулирующие отношения между феодалами. В этой части закреплена идея верховенства князей над императорами, а также идея независимости отдельных областей Германии. Швабское Зерцало появилось позже. В нем были закреплены некоторые положения Саксонского Зерцала, но данный акт в большей степени был ориентирован на право юга Германии.

С 14 века усиливается роль законов. Особую известность получает закон «Каролина», названный так в честь императора Карла 5 (1532 г.). Закон представлял собой сборник уголовных и уголовно-процессуальных норм и содержал многочисленные отсылки к римскому праву и другим источникам.

«Каролина» устанавливает перечень преступлений и наказаний. Было известно деление преступлений на умышленные и неумышленные. К наиболее тяжким преступлениям относились государственные преступления: заговор, мятеж, богохульство, измена, подделка денег. Для «Каролины» была характерна неопределенность санкции и классовый характер наказания. Целью наказания было устрашение. В качестве доказательств широко применялись пытки. По «Каролине» лица, доносившие на своих сообщников освобождались от наказания. Целью наказания было устрашение. Процесс носил черты инквизиции и состоял из двух стадий: предварительное следствие и судебное разбирательство. Процесс был тайным и письменным и завершался вынесением оправдательного или обвинительного приговора, либо принятием решения об оставлении лица под подозрением.

Вводилось понятие необходимой обороны. Освобождались от ответственности душевнобольные люди. Были отменены некоторые «неразумные обычаи» (захват корабля, терпящего крушение).

Важное значение имело княжеское законодательство, которое распространялось на свободное население и ограничивало действие обычного права. С утверждением абсолютизма в княжествах была проведена кодификация законодательства (уголовное уложение и гражданский кодекс Баварии, «Терезиана», Прусское земское уложение).

Крупным кодифицированным актом считается Прусское Земское уложение (1794 г.), в котором содержались нормы уголовного и гражданского права, некоторые городские обычаи, а также моральные изречения.

Широкое распространение приобретает римское право, которое получило силу закона и стало конкурировать с национальным правом.

В сфере гражданского права использовались торговые обыкновения.