Ключевые термины

Выводы

Обобщив все вышесказанное, можно выделить общие признаки Веб-концепций [34, 35].

Веб 1.0 – Интернет как информационный портал

  • эксклюзивность информации, необходимо быть первым собственником контента;
  • разделение World Wide Web на пригодные для использования каталоги;
  • каждый человек имеет свой собственный личный уголок в киберпространстве;
  • недостатки:
    • Контекст;
    • Взаимодействие;
    • Масштабируемость;
  • Примеры сайтов:
    • Ofoto;
    • Hotmail;
    • Dmoz;
    • GeoCities.

Веб 2.0 – Сеть как платформа

  • фокус на сообществах для создания и проверки контента;
  • свободная форма организации и классификации контента посредством тэгов;
  • создание "интерфейсов" для будущей интеграции (RSS, API);
  • недостатки:
    • Персонализация;
    • Мобильность и портативность;
    • Совместимость;
  • Примеры сайтов:
    • YouTube;
    • Flickr;
    • Facebook.

Веб 3.0 – Интернет как экспертная система

  • извлечение проверенной информации;
  • мобильность и портативность;
  • повсеместное использование RSS и API;
  • "дайте мне то, что, как вы думаете, я хочу на основе того, где я был и что делал";
  • Примеры сайтов:
    • Google : универсальный поиск + история пользовательского поиска;
    • FOAF (friend of a friend) : моя жизнь в RDF;
    • Wink : социальная поисковая система;
    • Twitter : "король" микроблогов;
    • Surface : технология multi-touch для сенсорных экранов;
    • OpenID : единая авторизация в Интернете.

Различия концепций также можно представить следующей таблицей (табл. 1.3 [35]:

Таблица 1.3. Сравнение концепций Веб 1.0, Веб 2.0, Веб 3.0
Концепция Свойство Web 1.0 Web 2.0 Web 3.0
Концепция Веб только для чтения ("the mostly read only web") Веб для бурного чтения-записи ("the wildly read-write web") Портативный индивидуальный Веб ("the portable personal web")
Количество пользователей 45 миллионов глобальных пользователей (1996) Больше 1 миллиарда глобальных пользователей (2006) Еще больше
Ориентация Ориентация на компании (focused on companies) Ориентация на сообщества (focused on communities) Ориентация на индивидуальностях (focused on the individual)
Структура данных Домашние страницы (home pages) Блоги (blogs) Lifestreaming-функции (lifestream)
Концепция данных Владение контентом (owning content) Обмен контентом (sharing content) Объединение динамического контента (consolidating dynamic content)
Управление знаниями Britannica Online Wikipedia Интернет
Технологии HTML, порталы XML, RSS Технологии "drag and drop" и mashups
Представление Веб формы Веб приложения Виджеты (widgets) и гаджеты (gadgets)
Классификация Директории (иерархическое строение) (directories (taxonomy)) Тэги (практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видео клипов и т. п.)) (tagging ("folksonomy")) Поведение пользователей (большая сосредоточенность на предпочтениях отдельных лиц) (user behavior ("me-onomy"))
Поиск Netscape Google iGoogle, NetVibes
Стоимость рекламы Просмотр страниц (pages views) Цена за клик (cost per click) Активность пользователей (user engagement)
Продвижение реклама (advertising) "из уст в уста" (word of mouth) advertainment

Технологическая карта развития технологий Веб представлена на рис. 1.3.

 


увеличить изображение
Рис. 1.3. Технологическая карта концепций Веб. Источник: Dal Web3.0 al Web4.0 [36]

Веб 1.0, Веб 2.0, Веб 3.0, Семантическая паутина.