Владимиро-Суздальское и Новгородское летописание

Идея единства Русской земли

РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ (ХII-ХIV ВВ.)

РАЗДРОБЛЕННОСТИ И НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ

ЛЕКЦИЯ 3

Развитие историографии в ХII-ХШ вв. происходило в истори­ческих условиях, отличных от тех, о которых мы упоминали, рассказывая о Киевской Руси. В то время, когда происходил эко­номический и политический рост отдельных русских земель, Киев терял значение общерусского центра. Выросло значение и роль Новгорода, Владимира и других городов. Здесь появились само­стоятельные княжеские рода. Феодальная раздробленность вела не только к политической, но и культурной обособленности рус­ских земель.

Идея единства Русской земли сохранялась как традиция. Од­нако основной тенденцией в исторических взглядах было отраже­ние факта феодальной раздробленности.

Исторические произведения ХII-ХШ вв. были проникнуты идеологией класса феодалов. Только в летописях Новгорода, нов­городском эпосе и "Слове о полку Игореве" были заложены анти­феодальные тенденции. Господствующим видом исторического исследования были летописи, связанные теперь с отдельными рус­скими землями, В Х1-ХШ вв. не создавалось общерусских сводов подобно "Повести временных лет", но последняя входила в состав летописей в виде рассказа о начальной истории всей Руси. В исто­риографическом отношении летописание отдельных земель сильно различалось своими тенденциями.

 

Летописание Владимиро-Суздальского княжества отразило собою сильную княжескую власть. Оно включало в себя: свод Ан­дрея Боголюбского и Всеволода (1177 г.); свод Всеволода Боль­шое Гнездо (1199 г.); свод Юрия Всеволодовича (1212 г.), свод 1237 г.

Эти своды дошли до нас в составе Нижегородской летописи Лаврентия (XV в.). Владимиро-Суздальское летописание - княжеско-епископское. Это летописание заполнено высказываниями о местном патриотизме, но, в отличие от Новгородского, не потеря­ло интереса к общерусским делам. В этом произведении нашло отражение стремление владимиро-суздальских князей к общерус­скому господству.

Владимиро-Суздальские летописи наполнены церковными поучениями, но в них уже иная тенденция. В "Повести..." часто высказывалось осуждение отдельным князьям, во Владимиро-Суздальских летописях оказывалась поддержка князьям в их борьбе с боярским сепаратизмом. Летописи проводили идею сильной кня­жеской власти, обосновывая ее религиозными догматами.

Новгород был одним из крупнейших центров русской культу­ры. Летописание здесь находилось в руках духовенства. В нем при­нимали участие монастыри и новгородская архиепископия - Со­фийский собор. Более того, в нем принимали участие приходские священники. Но авторами некоторых записей были ремесленники и торговцы, поэтому в Новгородских летописях имелись высказы­вания, направленные против бояр, в защиту "меньших людей". Поэтому, возможно, отличительной особенностью Новгородских летописей является краткость, выразительность речи.

Новгородские летописцы описывали главным образом мест­ные события: избрание посадников, тысяцких, вечевые собрания, городские и церковные торжества, развитие торговли, внешнюю политику и т.п.

Политическая тенденция Новгородского летописания была связана с феодальной раздробленностью. Летописи доказывали исконную самостоятельность Новгорода и его господства над при­городами.

 

3. Исторические идеи в "Слове о полку Игореве"

Кроме летописей в XII в. появились не летописные произведе­ния, в которых были высказаны исторические идеи. Одним из них было "Слово о полку Игореве". "Слово..." - воинская повесть и художественное произведение, посвященное важной теме - защите Родины от внешних врагов.

Сюжетом для произведения послужил поход князей во главе с новгород-северским князем Игорем в 1185 г. против половцев. Поход закончился поражением князей. Автор обращается с призы­вом к русским князьям объединить свои силы и защитить Русскую землю. Главную цель - объединение русских князей - автор обосно­вывает историческими экскурсами. Он ценит прошлое постольку, поскольку оно ему объясняет настоящее. Таким образом, истори­ческие вопросы в "Слове..." поднимаются в связи с современнос­тью. Историк дает оценку современных событий с точки зрения прошлого, а прошлое рассматривает с современных позиций. В этом и состоит историзм "Слова...". Автор - сторонник точности фактов и противник вымысла. Историзм его заключается и в по­пытке дать периодизацию русской истории. Он выделил три перио­да: век Трояна, время Святослава и время Святославичей.

4. "Житие Александра Невского"

Во второй половине XIII в. (около 1280 г.) было составлено историческое произведение "Житие Александра Невского". В про­изведении сочетаются элементы светской, воинской повести с чер­тами житийной литературы. В "Житии" даются яркие описания важ­ных исторических событий - битвы на реке Неве и Чудском озере. В "Житии" прославляется Александр Невский как князь и воин, подчеркивается международное значение его борьбы со шведами и немцами, описывается поездка в Золотую Орду и последующая смерть. Автор не известен, но, судя по содержанию, это один из дружинников князя Александра.

5. Исторические идеи "Задонщины"

К концу XIV в. происходит постепенное восстановление сил русского народа, усиливается его стремление к свержению монго­ло-татарского ига, к созданию единого государства. Одним из первых шагов на этом пути была Куликовская битва в 1380 г. Этому важному историческому событию посвящен ряд произведений, в том числе и "Задонщина".

"Задонщина" - художественная поэма, как и "Слово о полку Игореве", и одновременно - историческая повесть. Тема этого про­изведения - победа русского войска над Мамаем на Дону. "Задонщина" была написана рязанцем Софонием не позднее 1389 г. Ос­новным источником ее было "Слово о полку Игореве".

"Слово..." и "Задонщину" объединяет единая тематика и идея борьбы с внешними врагами. В "Слове..." описывается поражение русских от половцев, а в "Задонщине" воспевается победа Руси над Мамаем. Автор расценивает разгром войск Мамая как исто­рическое возмездие. Повесть проводит мысль о том, что если рань­ше центром русской земли был Киев, то теперь им стала Москва. В "Задонщине" важна мысль о том, что Москва становится полити­ческим центром объединения русских земель. Повесть "Задонщи­на" рассматривает Куликовскую битву как общерусское дело. Феодальная раздробленность не помешает объединить народ, ког­да речь идет о борьбе с внешним врагом. Мы можем видеть рост самосознания русского народа, которым гордится автор. Чтобы усилить мысль о единении, историк прибегает к весьма интересно­му приему. Он показывает среди участников Куликовской битвы представителей тех княжеств, которые изменили общерусскому делу. Большое место в "Задонщине" занимает прославление Дмит­рия Донского как князя, дипломата, полководца. Таким образом, вырисовывается идеал главы государства.

Следует иметь ввиду, что в "Задонщине" сильна религиозная линия, так как именно она выражает идеологию класса феодалов. Автор пи­шет, что на поле Куликовом русские воины умирали за землю рус­скую, за веру христианскую, за русские церкви