Первые исторические произведения на Руси

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Самыми ранними произведениями на Руси были сказания, сос­тавленные в Киеве в конце X - первой половине XI вв. Первым считается сказание о русских князьях. Оно начинается с рассказа об убийстве Игоря (945 г.) и заканчивается вокняжением Владими­ра (978 г.). Ценно, что сказание лишено налета церковности.

Вторым сочинением середины XI в. было "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита, писателя и оратора Илариона. Оно было направлено против гегемонистских устрем­лений Византии и утверждало равенство Руси с другими государствами.

 

 

2. «Повесть временных лет»

Господствующим видом исторических работ почти на всем протяжении феодальной эпохи в России (Х-ХVП вв.) были летопи­си, в которых исторические события излагались по годам (летам). Хронологическая, летописная форма расположения материала дик­товалась, с одной стороны, происхождением исторической инфор­мации, которая накапливалась в виде ежегодных записей собы­тий, ведшихся в соборах и княжеских дворах, с другой стороны, при господстве провиденциализма в исторической мысли, все яв­ления начинали излагаться с библейских времен. Не случайно, что важнейшим источником для летописцев была Библия.

Ведущие специалисты в области русского летописания - А. Шахматов,

М. Приселков, Д. Лихачев установили, что наиболее выдающимся памятником древнерусской историографии является "Повесть временных лет", созданная Киево-Печерским летопис­цем Нестором около 1110-1113 гг. В состав "Повести..." вошли еще две редакции (Сильвестра 1116 г. и Мстислава 1118 г.) и ряд других летописей.

Труд Нестора в первоначальном виде не сохранился и дошел до нас лишь в переделках авторов, которые стояли на враждебных Киево-Печерскому монастырю идейных позициях. Поэтому они даже вычеркнули имя Нестора. Но в Хлебниковском списке имя автора все-таки сохранилось: "Нестора, черноризца Феодосьева монастыря Печерского". Теперь наукой доказано, что автором "Повести..." был именно Нестор. В пользу этого говорит и тот факт, что он был создателем двух своих ранних произведений - "Чтения о князьях Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия Печерского". Все ра­боты Нестора показывают, что автор был склонен к широким ис­торическим обобщениям.

В отличие от ранних летописей, стоявших в оппозиции к киев­скому князю, "Повесть временных лет" была официальной. В ней давались сдержанные оценки исторических событий и придава­лось исключительное внимание к прошлому начальному периоду русской истории: к происхождению древнерусского государства, русского народа и т. д. Историк так формулирует свои задачи: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть".

Он обращается, прежде всего, к событиям политической исто­рии. Социально-экономические аспекты остаются вне поля зрения летописца. Нестор рассматривал русскую историю в связи с исто­рией стран Европы, но придавал ей центральное место. История Руси представляется законным и славным продолжением всей пред­шествующей мировой истории. Автор доказывает, что русский народ не без роду и племени, он имеет свою славную историю, ко­торой может по праву гордиться. Автор "Повести..." делает экс­курс в прошлое славян, чтобы провести идею самостоятельности и значительности нашей отечественной истории. Нестор заявляет о равноправии Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией, претендовавшей на политическую и культурную геге­монию в Восточной Европе.

"Повесть временных лет" проникнута мыслью о единстве Руси и защите ее самостоятельности. В ней заключается главная поли­тическая тенденция летописи. Сила и слава Руси, по мнению автора, зависит от единства, которое понимается как объединение всех земель под властью киевских князей. В период начавшихся фео­дальных усобиц эта идея была высокопатриотической. Отсюда и прославление Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы против половцев и возродившего на время традицию подчинения князей власти Киева, и включение в летопись "Поуче­ния Владимира Мономаха".

Важной исторической идеей произведения является идея един­ства славянских народов, истории которых автор уделяет цент­ральное место. Нестор подчеркивает единство письменности сла­вян и первым в русской истории выступает с предложением о со­здании единого славянского государства.

В центре внимания Нестора история Киева и киевских князей. Однако следует отметить, что в "Повести..." имеются факты и о других землях. По сути дела, это первый общерусский летописный свод.

Историческая часть работы замечательна тем, что она вводит материал в строгие хронологические рамки. Автор первым из ис­следователей сделал попытку точного определения событий по годам, используя различные источники: византийские хроники, сказания о Кирилле и Мефодии, договоры с греками. Летописец проделал работу по уточнению дат русской истории, которая по­ражает современников трудолюбием и кропотливостью.

Интересна точка зрения Нестора о происхождении термина "Русь", о которой он повествует в легенде о призвании варягов. Автор считает 859 и 862 гг. временем призвания варягов. С варяга­ми Несгор связывает происхождение термина "Русь". Историк про­читал у Никона: "И селе Игорь княжа в Киеве, и беша у него варя-зи, мужи словене, и оттоле прозва-шеся русью". Он сделал вывод, что Русь - это и есть варяжское племя. Почему же в таком случае не оказалось в Скандинавии племени "Русь"? Нестор объяснил это тем, что Рюрик, Синеус и Трувор явились к славянам со всеми сво­ими племенами. Он первый из историков утверждал норманнское происхождение княжеского рода и самого названия "Русь". Чем обосновать, что летописец, возвышая русскую землю, выдвинул норманнскую теорию"? Во-первых, он хотел внушить князьям, что они братья и внуки Рюрика, то есть происходят от единого корня. Во-вторых, нужно было противостоять греческой точке зрения, что якобы происхождение русского государства связано с Византией. Руси угрожало влияние Византии, варяги же не навязывали своего вмешательства.

Почему же Нестор и другие авторы не выискивали корни кня­жеского рода в своей земле? Все донаучные исторические пред­ставления были связаны с объяснением происхождения королевс­ких, княжеских, дворянских родов из других стран. Знатность и родовитость трудно было вывести из собственной земли, ибо это вело бы к не знатности родоначальников.

Возникновение Русского государстваНестор представлял не как закономерный процесс исторического развития, а выводил из акта "призвания". Однако инициатива все-таки исходила от само­го русского народа, а не от варягов. Русское государство было создано на основе своеобразного договора народа с князьями пу­тем их призвания. Нестор строго отличал варягов-захватчиков от призванных варягов. Вопрос создания Русского государства ав­тор понимал глубже, чем создатели "норманнской теории", кото­рые примитивно освещают проблему призвания варягов.

Следует отметить исследовательский характер летописи Не­стора. Вряде случаев Нестор поступал как настоящий историк, которому приходилось создавать картины исторического разви­тия на основе скудных источников. Вслед за легендой о призвании варягов он излагал дальнейшие события по греческой хронике Ге­оргия Амартола и его продолжателя. Поздний период Нестор осве­щал уже по летописям своих предшественников. Важным приобре­тением автора были тексты договоров Руси с греками. Как исто­рик, автор сознавал ценность этих документов и не только вставил их в состав летописи, но и использовал для сверки дат. В своей работе Нестор показал большую начитанность, используя литера­турные произведения Византии не как литературные образцы, а как исторические источники. Нестор широко использовал и на­родные предания.

Работы дореволюционных и советских исследователей, посвя­щенные изучению "Повести временных лет", позволяют сделать ряд важных выводов:

1. Это произведение создавалось в течение 150 лет, его писали в нескольких центрах многие авторы.

2. В "Повести..." отражена идеология господствующих слоев феодального общества.

3. В "Повести..." выражены политические концепции нескольких феодальных центров

4. В то же время в летопись вошли и народные взгляды на русскую историю, исторический фольклор, народная молва.

5. В «Повести …» отражена классовая позиция феодального общества.

6. В летописи отражена междоусобная борьба князей, феодальные распри и показана борьба за сплочение сил русской земли в отпоре кочевникам.

7. «Повесть…» - есть свод, но и сама сохранилась только в более поздних сводах. Ее лучшие списки сохранились в Лаврентьевской летописи 1377 г., Ипатьевской летописи XVв.