Первые исторические произведения на Руси
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Самыми ранними произведениями на Руси были сказания, составленные в Киеве в конце X - первой половине XI вв. Первым считается сказание о русских князьях. Оно начинается с рассказа об убийстве Игоря (945 г.) и заканчивается вокняжением Владимира (978 г.). Ценно, что сказание лишено налета церковности.
Вторым сочинением середины XI в. было "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита, писателя и оратора Илариона. Оно было направлено против гегемонистских устремлений Византии и утверждало равенство Руси с другими государствами.
2. «Повесть временных лет»
Господствующим видом исторических работ почти на всем протяжении феодальной эпохи в России (Х-ХVП вв.) были летописи, в которых исторические события излагались по годам (летам). Хронологическая, летописная форма расположения материала диктовалась, с одной стороны, происхождением исторической информации, которая накапливалась в виде ежегодных записей событий, ведшихся в соборах и княжеских дворах, с другой стороны, при господстве провиденциализма в исторической мысли, все явления начинали излагаться с библейских времен. Не случайно, что важнейшим источником для летописцев была Библия.
Ведущие специалисты в области русского летописания - А. Шахматов,
М. Приселков, Д. Лихачев установили, что наиболее выдающимся памятником древнерусской историографии является "Повесть временных лет", созданная Киево-Печерским летописцем Нестором около 1110-1113 гг. В состав "Повести..." вошли еще две редакции (Сильвестра 1116 г. и Мстислава 1118 г.) и ряд других летописей.
Труд Нестора в первоначальном виде не сохранился и дошел до нас лишь в переделках авторов, которые стояли на враждебных Киево-Печерскому монастырю идейных позициях. Поэтому они даже вычеркнули имя Нестора. Но в Хлебниковском списке имя автора все-таки сохранилось: "Нестора, черноризца Феодосьева монастыря Печерского". Теперь наукой доказано, что автором "Повести..." был именно Нестор. В пользу этого говорит и тот факт, что он был создателем двух своих ранних произведений - "Чтения о князьях Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия Печерского". Все работы Нестора показывают, что автор был склонен к широким историческим обобщениям.
В отличие от ранних летописей, стоявших в оппозиции к киевскому князю, "Повесть временных лет" была официальной. В ней давались сдержанные оценки исторических событий и придавалось исключительное внимание к прошлому начальному периоду русской истории: к происхождению древнерусского государства, русского народа и т. д. Историк так формулирует свои задачи: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть".
Он обращается, прежде всего, к событиям политической истории. Социально-экономические аспекты остаются вне поля зрения летописца. Нестор рассматривал русскую историю в связи с историей стран Европы, но придавал ей центральное место. История Руси представляется законным и славным продолжением всей предшествующей мировой истории. Автор доказывает, что русский народ не без роду и племени, он имеет свою славную историю, которой может по праву гордиться. Автор "Повести..." делает экскурс в прошлое славян, чтобы провести идею самостоятельности и значительности нашей отечественной истории. Нестор заявляет о равноправии Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией, претендовавшей на политическую и культурную гегемонию в Восточной Европе.
"Повесть временных лет" проникнута мыслью о единстве Руси и защите ее самостоятельности. В ней заключается главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси, по мнению автора, зависит от единства, которое понимается как объединение всех земель под властью киевских князей. В период начавшихся феодальных усобиц эта идея была высокопатриотической. Отсюда и прославление Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы против половцев и возродившего на время традицию подчинения князей власти Киева, и включение в летопись "Поучения Владимира Мономаха".
Важной исторической идеей произведения является идея единства славянских народов, истории которых автор уделяет центральное место. Нестор подчеркивает единство письменности славян и первым в русской истории выступает с предложением о создании единого славянского государства.
В центре внимания Нестора история Киева и киевских князей. Однако следует отметить, что в "Повести..." имеются факты и о других землях. По сути дела, это первый общерусский летописный свод.
Историческая часть работы замечательна тем, что она вводит материал в строгие хронологические рамки. Автор первым из исследователей сделал попытку точного определения событий по годам, используя различные источники: византийские хроники, сказания о Кирилле и Мефодии, договоры с греками. Летописец проделал работу по уточнению дат русской истории, которая поражает современников трудолюбием и кропотливостью.
Интересна точка зрения Нестора о происхождении термина "Русь", о которой он повествует в легенде о призвании варягов. Автор считает 859 и 862 гг. временем призвания варягов. С варягами Несгор связывает происхождение термина "Русь". Историк прочитал у Никона: "И селе Игорь княжа в Киеве, и беша у него варя-зи, мужи словене, и оттоле прозва-шеся русью". Он сделал вывод, что Русь - это и есть варяжское племя. Почему же в таком случае не оказалось в Скандинавии племени "Русь"? Нестор объяснил это тем, что Рюрик, Синеус и Трувор явились к славянам со всеми своими племенами. Он первый из историков утверждал норманнское происхождение княжеского рода и самого названия "Русь". Чем обосновать, что летописец, возвышая русскую землю, выдвинул норманнскую теорию"? Во-первых, он хотел внушить князьям, что они братья и внуки Рюрика, то есть происходят от единого корня. Во-вторых, нужно было противостоять греческой точке зрения, что якобы происхождение русского государства связано с Византией. Руси угрожало влияние Византии, варяги же не навязывали своего вмешательства.
Почему же Нестор и другие авторы не выискивали корни княжеского рода в своей земле? Все донаучные исторические представления были связаны с объяснением происхождения королевских, княжеских, дворянских родов из других стран. Знатность и родовитость трудно было вывести из собственной земли, ибо это вело бы к не знатности родоначальников.
Возникновение Русского государстваНестор представлял не как закономерный процесс исторического развития, а выводил из акта "призвания". Однако инициатива все-таки исходила от самого русского народа, а не от варягов. Русское государство было создано на основе своеобразного договора народа с князьями путем их призвания. Нестор строго отличал варягов-захватчиков от призванных варягов. Вопрос создания Русского государства автор понимал глубже, чем создатели "норманнской теории", которые примитивно освещают проблему призвания варягов.
Следует отметить исследовательский характер летописи Нестора. Вряде случаев Нестор поступал как настоящий историк, которому приходилось создавать картины исторического развития на основе скудных источников. Вслед за легендой о призвании варягов он излагал дальнейшие события по греческой хронике Георгия Амартола и его продолжателя. Поздний период Нестор освещал уже по летописям своих предшественников. Важным приобретением автора были тексты договоров Руси с греками. Как историк, автор сознавал ценность этих документов и не только вставил их в состав летописи, но и использовал для сверки дат. В своей работе Нестор показал большую начитанность, используя литературные произведения Византии не как литературные образцы, а как исторические источники. Нестор широко использовал и народные предания.
Работы дореволюционных и советских исследователей, посвященные изучению "Повести временных лет", позволяют сделать ряд важных выводов:
1. Это произведение создавалось в течение 150 лет, его писали в нескольких центрах многие авторы.
2. В "Повести..." отражена идеология господствующих слоев феодального общества.
3. В "Повести..." выражены политические концепции нескольких феодальных центров
4. В то же время в летопись вошли и народные взгляды на русскую историю, исторический фольклор, народная молва.
5. В «Повести …» отражена классовая позиция феодального общества.
6. В летописи отражена междоусобная борьба князей, феодальные распри и показана борьба за сплочение сил русской земли в отпоре кочевникам.
7. «Повесть…» - есть свод, но и сама сохранилась только в более поздних сводах. Ее лучшие списки сохранились в Лаврентьевской летописи 1377 г., Ипатьевской летописи XVв.