Некоторые проблемы правового регулирования в сфере

Сфере

Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной

Лекция 10-11. Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг

Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового

регулирования, обеспечивающего благоприятные условия для ее развития. На курортное дело в

полной мере распространяется регулирующее воздействие норм различных отраслей права:

медицинского, таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав

потребителей и др. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву,

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), являясь основным законом рыночной

экономики, своими нормами охватывает и сферу курортов. В нем даны определения

предпринимательской деятельности, юридического лица, индивидуального предпринимателя без

образования юридического лица, коммерческих и некоммерческих организаций и их

организационно-правовьгх форм. Услуги рассматриваются в ГК РФ как один из объектов

гражданских прав, а медицинское обслуживание отнесено к числу услуг, предусмотренных в

договоре возмездного оказания услуг В ГК РФ сформулированы общие положения о договоре,

дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах.

Гражданский кодекс Российской Федерации дал толчок для обновления и развития российского

законодательства, прежде всего в сфере предпринимательства как основных рыночных

отношений, в том числе в предпринимательской деятельности курортных организаций.

Другим законодательным актом, регулирующим правовые отношения в сфере курортных услуг,

является Закон РФ 40 защите прав потребителей*. Последние изменения к нему касаются

информации о товарах (работах, услугах), С 1 января 2000 введены в обязательном порядке

должны быть указаны только в рублях В курортном и туристском бизнесе это изменение

касается отношений с потребителями (речь идет об указании цен в рекламе, в договорах,

расценках), отношения же между юридическими лицами - производителями услуг,

туроператорами, турагентами - оно не затрагивает. В этой ситуации здравницам и

турфирмам рекомендуется в рекламе указывать «вилку» цены или сообщать в рекламном

объявлении о необходимости уточнять цену в момент заказа тура.

Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащую информацию; клиент вправе

потребовать возмещения убытков и возврата уплаченной по договору суммы. Это касается и

курортного бизнеса, поскольку предоставление надлежащей информации о потребительских

свойствах путевки непосредственно влияет на решение потребителя о покупке. Здравницам и

турфирмам следует очень внимательно относиться к предоставлению в договорах и памятках

информации о туре и предупреждению туристов об опасностях или сложностях путешествия.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает за

несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере

50% суммы, присужденной в пользу потребителя. Это отражается на сумме взыскания в случае

удовлетворения судом требований потребителя,

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров

(работ, услуг), возмещаются в полном объеме.

Исполнитель вправе потребовать возмещения своих затрат при отказе потребителя от

исполнения договора, если потребитель принял оказанную услугу (товар, работу). Таким

образом, турфирма может удержать с платежей туриста свои фактические затраты в случае

отказа потребителя от поездки.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании

услуги) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов,

связанных с исполнением обязательств по данному договору.

За нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» Кодексом об административных

правонарушениях (КоАП) предусмотрена следующая ответственность:

􀁺 ** за нарушение драв потребителей на получение необходимой и достоверной информации

о товаре - наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров

оплаты труда (МРОТ) на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ;

􀁺 ** за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, - наложение штрафа

на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ;

􀁺 ** за непредоставление информации в государственный орган, должностному лицу -

наложение штрафа на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ, на юридических лиц - от 30 до

50 МРОТ;

􀁺 ** за непредоставление информации антимонопольному органу - наложение штрафа па

должностных лиц от 30 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ.

Таковы основные новшества, появившиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей».

В начальный период реформ для курортной сферы был необходим государственный акт,

исключающий стихийное нормотворчество и направляющий работу тысяч отечественных курортных

организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на курортах, в единое правовое

русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие

курортную деятельность.

Таким актом мог быть лишь федеральный закон о курортах. Однако формирование правовой базы

российского курортного дела началось не с закона о курортах. Поскольку в тот период

курортная деятельность рассматривалась вместе с туристской, основа рыночных отношений

была заложена в нормативных актах, регулирующих туризм.

24 апреля 1994 г. был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию

туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной

собственности в сфере туризма», а в 1996 г. был принят Федеральный закон -«Об основах

туристской деятельности в Российской Федерации*. Параллельно с этим шла работа по

формированию законодательных основ курортной деятельности.

На заседании Правительства РФ, посвященном проблеме стабилизации функционирования медико-производственного комплекса страны, была рассмотрена и утверждена Концепция развития

здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, нацеленная главным образом на

приведение здравоохранительной системы России в соответствие потребностям населения и

финансовым возможностям государства и общества. Среди основных положений экономической

части Концепции отчетливо выделяется тезис о постепенном уменьшении доли бюджетов всех

уровней и возрастании доли средств организаций и граждан в финансировании российского

здравоохранения, развитии медицинского страхования.

Основным законом, регулирующим отношения в курортной сфере, стал Федеральный закон <tO

природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах* (1995),

согласно которому лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются

национальным достоянием пародов России. В этом Законе:

􀁺 ** даны определения ряда понятий, используемых в курортной сфере: природные

лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительная местность, курорты, курортное дело, округ

санитарной охраны и др. Приведенные основные понятия являются нормативными,

законодательно закрепленными и имеют лишь указанное значение. Их одинаковое

толкование позволяет всем, кто соприкасается с курортной сферой, единообразно

употреблять и использовать их, особенно в юридической практике должностных лиц

курортных администраций и организаций;

􀁺 ** определены основные полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данном вопросе.

Координировать курортную деятельность должен специальный федеральный орган,

уполномоченный Правительством РФ;

􀁺 и рассмотрены особенности использования природных лечебных ресурсов, объявлена

государственная собственность на природные лечебные ресурсы, определен порядок

разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей;

􀁺 ** определены механизмы экономического регулирования в сфере курортного лечения и

отдыха. В частности, указано, что финансирование курортов должно проводиться в

соответствии с целевыми программами. Определен статус санаторно-курортных

организаций, лечебно-профилактических организаций, функционирующих на основании

лицензии;

􀁺 ** приведены положения в области санитарной охраны округов;

􀁺 ** установлены порядок разрешения споров и ответственность за нарушение данного

Закона.

Практически одновременно был принят другой закон, имеющий прямое отношение к курортной

деятельности, - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»- (1995). В нем приведены определение особо охраняемых природных территорий, их категории и виды,

понятие об их государственном кадастре. К лечебно-оздоровительным местностям и курортам

относятся территории, пригодные для: организации лечения и профилактики заболеваний, а

также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами. Законом установлен

режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В развитие указанных законов Правительство РФ утвердило Положение об округах санитарной и

горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального

значения» и Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями

федерального значения, регламентирующие деятельность по указанным направлениям.

Каждый из названных документов определяет способы (пути) государственного регулирования

курортной деятельности и влечет принятие законодательных и иных правовых актов,

развивающих и расширяющих предмет правового регулирования в этой сфере. Таковым является

Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации

(2003), в которой дан ряд определений, ранее недостаточно четко определенных в

законодательстве (курорт, путевка, курортное дело, санаторно-курортные услуги и др.), и

обоснование необходимости принятия Концепции, а также рассмотрено состояние дел в этой

сфере. Впервые за послереформенный период определены цель и основные задачи

государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Основными

задачами государственной политики являются:

** восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в

сфере курортного дела на федеральном и региональном уровнях;__ ** разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой

базы в сфере курортного дела;

Щ организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного

дела и обеспечение их реализации;

и межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;

** контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов,

лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

** разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

** развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-

методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;

** разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере

курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными,

сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами, страховыми и

туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта

организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;

** создание условий для привлечения инвестиций в курортный комплект Российской Федерации

путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и

региональной поддержки;

в обеспечение санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения

(детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и

внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварии на

Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;

** улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и

местных бюджетов;

** разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию

профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий,

в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения

природных и преформированных лечебных факторов;

** использование санаторно-курортных учреждений для создания на их базе сети центров и

школ здоровья, отделений восстановительного лечения, реабилитации и долечивания больных,

перенесших острый инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, некоторые

операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;

** разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев

лицензирования медицинской деятельности здравниц;

** повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных

на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения,

питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;

** защита прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте;

** совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса;

** активизация международного сотрудничества по вопросам совершенствования санаторно-

курортной деятельности;

я установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории

Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного

комплекса России;__ ** разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных

курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных

организаций, проведение всероссийских форумов «Здравница», выставок, конгрессов,

конференций.

Необходимо понимать, что для реализации данной Концепции последняя должна иметь статус

постановления Правительства РФ и быть межотраслевым документом,

Кроме указанных документов санаторно-курортная деятельность регулируется рядом отраслевых

документов(1).