Некоторые проблемы правового регулирования в сфере
Сфере
Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной
Лекция 10-11. Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг
Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового
регулирования, обеспечивающего благоприятные условия для ее развития. На курортное дело в
полной мере распространяется регулирующее воздействие норм различных отраслей права:
медицинского, таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав
потребителей и др. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву,
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), являясь основным законом рыночной
экономики, своими нормами охватывает и сферу курортов. В нем даны определения
предпринимательской деятельности, юридического лица, индивидуального предпринимателя без
образования юридического лица, коммерческих и некоммерческих организаций и их
организационно-правовьгх форм. Услуги рассматриваются в ГК РФ как один из объектов
гражданских прав, а медицинское обслуживание отнесено к числу услуг, предусмотренных в
договоре возмездного оказания услуг В ГК РФ сформулированы общие положения о договоре,
дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах.
Гражданский кодекс Российской Федерации дал толчок для обновления и развития российского
законодательства, прежде всего в сфере предпринимательства как основных рыночных
отношений, в том числе в предпринимательской деятельности курортных организаций.
Другим законодательным актом, регулирующим правовые отношения в сфере курортных услуг,
является Закон РФ 40 защите прав потребителей*. Последние изменения к нему касаются
информации о товарах (работах, услугах), С 1 января 2000 введены в обязательном порядке
должны быть указаны только в рублях В курортном и туристском бизнесе это изменение
касается отношений с потребителями (речь идет об указании цен в рекламе, в договорах,
расценках), отношения же между юридическими лицами - производителями услуг,
туроператорами, турагентами - оно не затрагивает. В этой ситуации здравницам и
турфирмам рекомендуется в рекламе указывать «вилку» цены или сообщать в рекламном
объявлении о необходимости уточнять цену в момент заказа тура.
Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащую информацию; клиент вправе
потребовать возмещения убытков и возврата уплаченной по договору суммы. Это касается и
курортного бизнеса, поскольку предоставление надлежащей информации о потребительских
свойствах путевки непосредственно влияет на решение потребителя о покупке. Здравницам и
турфирмам следует очень внимательно относиться к предоставлению в договорах и памятках
информации о туре и предупреждению туристов об опасностях или сложностях путешествия.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает за
несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере
50% суммы, присужденной в пользу потребителя. Это отражается на сумме взыскания в случае
удовлетворения судом требований потребителя,
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров
(работ, услуг), возмещаются в полном объеме.
Исполнитель вправе потребовать возмещения своих затрат при отказе потребителя от
исполнения договора, если потребитель принял оказанную услугу (товар, работу). Таким
образом, турфирма может удержать с платежей туриста свои фактические затраты в случае
отказа потребителя от поездки.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании
услуги) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов,
связанных с исполнением обязательств по данному договору.
За нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» Кодексом об административных
правонарушениях (КоАП) предусмотрена следующая ответственность:
** за нарушение драв потребителей на получение необходимой и достоверной информации
о товаре - наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров
оплаты труда (МРОТ) на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ;
** за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, - наложение штрафа
на должностных лиц от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ;
** за непредоставление информации в государственный орган, должностному лицу -
наложение штрафа на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ, на юридических лиц - от 30 до
50 МРОТ;
** за непредоставление информации антимонопольному органу - наложение штрафа па
должностных лиц от 30 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ.
Таковы основные новшества, появившиеся в Законе РФ «О защите прав потребителей».
В начальный период реформ для курортной сферы был необходим государственный акт,
исключающий стихийное нормотворчество и направляющий работу тысяч отечественных курортных
организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на курортах, в единое правовое
русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие
курортную деятельность.
Таким актом мог быть лишь федеральный закон о курортах. Однако формирование правовой базы
российского курортного дела началось не с закона о курортах. Поскольку в тот период
курортная деятельность рассматривалась вместе с туристской, основа рыночных отношений
была заложена в нормативных актах, регулирующих туризм.
24 апреля 1994 г. был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию
туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной
собственности в сфере туризма», а в 1996 г. был принят Федеральный закон -«Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации*. Параллельно с этим шла работа по
формированию законодательных основ курортной деятельности.
На заседании Правительства РФ, посвященном проблеме стабилизации функционирования медико-производственного комплекса страны, была рассмотрена и утверждена Концепция развития
здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, нацеленная главным образом на
приведение здравоохранительной системы России в соответствие потребностям населения и
финансовым возможностям государства и общества. Среди основных положений экономической
части Концепции отчетливо выделяется тезис о постепенном уменьшении доли бюджетов всех
уровней и возрастании доли средств организаций и граждан в финансировании российского
здравоохранения, развитии медицинского страхования.
Основным законом, регулирующим отношения в курортной сфере, стал Федеральный закон <tO
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах* (1995),
согласно которому лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются
национальным достоянием пародов России. В этом Законе:
** даны определения ряда понятий, используемых в курортной сфере: природные
лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительная местность, курорты, курортное дело, округ
санитарной охраны и др. Приведенные основные понятия являются нормативными,
законодательно закрепленными и имеют лишь указанное значение. Их одинаковое
толкование позволяет всем, кто соприкасается с курортной сферой, единообразно
употреблять и использовать их, особенно в юридической практике должностных лиц
курортных администраций и организаций;
** определены основные полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данном вопросе.
Координировать курортную деятельность должен специальный федеральный орган,
уполномоченный Правительством РФ;
и рассмотрены особенности использования природных лечебных ресурсов, объявлена
государственная собственность на природные лечебные ресурсы, определен порядок
разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей;
** определены механизмы экономического регулирования в сфере курортного лечения и
отдыха. В частности, указано, что финансирование курортов должно проводиться в
соответствии с целевыми программами. Определен статус санаторно-курортных
организаций, лечебно-профилактических организаций, функционирующих на основании
лицензии;
** приведены положения в области санитарной охраны округов;
** установлены порядок разрешения споров и ответственность за нарушение данного
Закона.
Практически одновременно был принят другой закон, имеющий прямое отношение к курортной
деятельности, - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»- (1995). В нем приведены определение особо охраняемых природных территорий, их категории и виды,
понятие об их государственном кадастре. К лечебно-оздоровительным местностям и курортам
относятся территории, пригодные для: организации лечения и профилактики заболеваний, а
также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами. Законом установлен
режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В развитие указанных законов Правительство РФ утвердило Положение об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения» и Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями
федерального значения, регламентирующие деятельность по указанным направлениям.
Каждый из названных документов определяет способы (пути) государственного регулирования
курортной деятельности и влечет принятие законодательных и иных правовых актов,
развивающих и расширяющих предмет правового регулирования в этой сфере. Таковым является
Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации
(2003), в которой дан ряд определений, ранее недостаточно четко определенных в
законодательстве (курорт, путевка, курортное дело, санаторно-курортные услуги и др.), и
обоснование необходимости принятия Концепции, а также рассмотрено состояние дел в этой
сфере. Впервые за послереформенный период определены цель и основные задачи
государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Основными
задачами государственной политики являются:
** восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в
сфере курортного дела на федеральном и региональном уровнях;__ ** разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой
базы в сфере курортного дела;
Щ организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного
дела и обеспечение их реализации;
и межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;
** контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
** разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
** развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-
методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;
** разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере
курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными,
сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами, страховыми и
туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта
организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
** создание условий для привлечения инвестиций в курортный комплект Российской Федерации
путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и
региональной поддержки;
в обеспечение санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения
(детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварии на
Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф;
** улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и
местных бюджетов;
** разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию
профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий,
в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения
природных и преформированных лечебных факторов;
** использование санаторно-курортных учреждений для создания на их базе сети центров и
школ здоровья, отделений восстановительного лечения, реабилитации и долечивания больных,
перенесших острый инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, некоторые
операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;
** разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев
лицензирования медицинской деятельности здравниц;
** повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных
на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения,
питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
** защита прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте;
** совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса;
** активизация международного сотрудничества по вопросам совершенствования санаторно-
курортной деятельности;
я установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории
Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного
комплекса России;__ ** разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных
курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных
организаций, проведение всероссийских форумов «Здравница», выставок, конгрессов,
конференций.
Необходимо понимать, что для реализации данной Концепции последняя должна иметь статус
постановления Правительства РФ и быть межотраслевым документом,
Кроме указанных документов санаторно-курортная деятельность регулируется рядом отраслевых
документов(1).