Социально-экономические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв.

Славянские племена появились довольно поздно на исторической арене. Это нашло своё отражение на особенностях их расселения. Благоприятные для земледелия районы Западной и Центральной Европы были заняты романскими племенами. На территории Южной Европы формировались первые государственные образования. Славяне расселяются в местах, более им доступных - в Центральной и Восточной Европе. Эти регионы были не так пригодны для земледелия в сравнении с Южной Европой. Хозяйственная деятельность, особенно в Восточной Европе, сопряжена с большими трудовыми затратами. Сама природа как бы цементировала родовые отношения, побуждая к коллективному бытию, основанному на естественных кровно-родственных связях. Всё это не могло не сказаться на темпах исторического развития.

Круг замыкался: природно-географические факторы замедляли этническое обособление и развитие – замедленные темпы развития определяли пути миграции славянских племён, оттесненных от центров цивилизации. Настоящий прорыв здесь – распространение железных орудий труда, более эффективных для земледелия в лесостепных и лесных регионах.

Географическая «открытость» восточнославянского мира, на который обрушивались удары кочевых народов, резко отличных по своему быту, культуре, этнической принадлежности, отразится на всей истории. Эта постоянная угроза придаст славянской истории свои неповторимые черты, способность и привычку жертвовать многим ради сохранения самобытности.

Первые известия о племенах, которые относятся к славянам, донесли до нас античные и византийские авторы. Геродот, рассказывая о скифах, пишет и о скифах-пахарях, оказавшихся под владычеством скифских вождей. Некоторые историки склонны видеть в скифах-пахарях предков славян – ведь сами скифы, в отличие от славян, не занимались земледелием. К тому же скифы-пахари жили там, где позднее поселились восточнославянские племена – в бассейне Днепра.

Древние авторы сообщают о венедах, живших на севере Центральной Европы, от Балтийского побережья до Карпат, и антах. Большинство исследователей считают, что под этими названиями скрываются славянские племена.

Середина I тыс. н.э. в истории славянства была временем переломным. Славянские племена осознали себя как этническое целое. Соответственно строилось поведение, формировалось сознание. Именно поэтому и древние авторы стали писать о славянах как о самостоятельной этнической группе.

Признак этнического самоопределения славян – интенсивное формирование общеславянского языка, того самого, про который «Повесть временных лет» скажет: «Род един – и язык един». Позднее, после создания в IX веке Кириллом и Мефодием славянской письменности, на его основе сложится старославянский литературный язык, общий для всех славян.

Вовлечённые в миграционные потоки, славяне расселялись в разных направлениях. Освоение земель Центральной Европы, медленное, но настойчивое движение на восток, стремительное расселение на Балканах – всё это расширяло ареал распространение славян, но одновременно и отделяло их друг от друга. Огромные расстояния, уже определившиеся различия в культуре, языке, самих путях исторического развития вели к обособлению. Некогда единое славянство разделилось на три ветви: западные (поляки, чехи, словаки), южные (болгары, македонцы, сербы, хорваты) и восточные славяне (русские украинцы, белорусы).

 

 

Восточнославянские племена изначально вошли в контакты с местным населением, издавна обитавшим в степной, лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Численно преобладавшие земледельческие славянские племена постепенно стали ассимилировать разноплеменное старое население – финно-угорские и иранские племена. Географическая открытость, таким образом, дополнялась своеобразной этнической открытостью, столь характерной для всей последующей истории.

Хозяйство восточных славян велось на основе четырёх отраслей – земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Доля каждой из отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших плохой урожай.

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге с VIII века широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому что здешние племена в силу «отсталости» не могли перенять более совершенный плуг: она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.

Рис. Соха

 

Природно-географический фактор определял системы земледелия. Жителя Поднепровья использовали перелог: усвоенный участок земли интенсивно эксплуатировался до истощения, затем забрасывался до восстановления – появления дерна.

Позднее, VII – VIII веках, появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трёхпольем. Двуполье – способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли оставалась под паром. Трёхполье – система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур.

Севернее была широко распространена подсечно-огневая система земледелия. Неисчерпаемое обилие земли и леса позволяло использовать освоенный участок до полного истощения, а затем не восстанавливать его плодородие, а бросать и поднимать – выжигать, выкорчёвывать, рыхлить – новый. В результате, хозяйственная деятельность изначально приняла экстенсивное направление.

Основные сельскохозяйственные культуры славян: пшеница, ячмень, просо. По мере продвижения на север, пшеницу теснили овёс и рожь, культуры более выносливые и приспособленные к континентальному климату. Из домашних животных были лошади, свиньи, овцы и коровы.

Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4 – 5 месяцев. В сравнении с жителями Центральной Европы земледельцы Восточно-Европейской равнины вынуждены были выполнять весь объём необходимых сельскохозяйственных работ за менее короткое время. Зато долгие снежные зимы побуждали славян к иным занятиям. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался неритмичностью: то напряжённейшая, от зари до зари, работа, когда «один день год кормит», то невольное освобождение от сельских работ, что, по мнению историков, могло сказаться на национальном характере великороссов.

Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мёд (бортничество), пушнину, что было особо ценным при торговых обменах.

Изобилие рек и озёр позволяло заниматься рыболовством. Плюс ко всему реки ещё служили и главными торговыми артериями. Разветвлённая система рек несколько компенсировала необъятные пространства, облегчала контакты.

Через Восточно-Европейскую равнину протянулся знаменитый торговый путь, который «Повесть временных лет» (далее «ПВЛ») назвала «путь из варяг в греки».

Начинался он в Византии, от стен Константинополя, шёл по Чёрному морю и затем вверх по Днепру; перетащив ладьи волоком в реку Ловать, купцы попадали в Ильменское, а затем в Ладожское озеро; полноводная Нева выносила корабли в Варяжское – Балтийское – море.

«Путь из варяг в греки» был очень важен не только для торгово-экономического развития, он влиял и на общественное развитие. Именно на протяжении всего этого пути возникали племенные центры, превратившиеся со временем в крупные города, среди которых главные – Киев и Новгород.

Тысячелетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать все споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный оградить род от посягательства чужеродцев, т.е. обеспечить его сохранение и выживание. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени играли народное собрание – вече, и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.

Со второй половины I тысячелетия родовой строй вступил в период разложения. Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение всей структуры общественных отношений внутри и между племенами ведут к упадку родовых отношений. Кровно-родственные связи уже не могут служить первоосновой общества. Родовая община постепенно сменятся территориальной или соседской общиной.

Разложение родового строя находит своё выражение в изменении положения племенных вождей. Они возвышаются над своими сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники – воины, составляющие дружину. Дружинники начинают ориентироваться на удачливых военных предводителей, утрачивают прежние племенные связи. Всё большее значение приобретает военная добыча. Она являлась своеобразным тараном, разрушающим старые отношения, убедительным аргументом для расширения власти князя.

Ещё одно проявление кризиса родового строя – появление у восточных славян союзов племён, призванных защищать свою территорию или организовывать военные походы. Картина расселения восточных славян:

1. По берегам Днепра, недалеко от устья Десны, жили поляне.

2. В бассейнах реки Десны и Сейма – северяне.

3. На верхних притоках Днепра – радимичи.

4. По Припяти – древляне.

5. Между Припятью и Западной Двиной – дреговичи.

6. По Полоте – полочане.

7. Вдоль Волхова, Шелони, Ловати и Мсты – ильменские словене.

8. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи.

9. По Оке – вятичи.

10. По Западному и отчасти Южному Бугу – бужане.

11. Южнее, к Дунаю – тиверцы и уличи.

 

В Причерноморье жили печенеги и другие кочевые тюркские племена. На Средней и Нижней Волге – булгары и хазары. Отношения с последними были несколько враждебными. Опираясь на мощь государства – каганат, хазары ходили походами на славянские племена, подчиняли и облагали их данью. Несколько иначе строились взаимоотношения с финно-угорскими и балтскими племенами – весью, чудью, муромой, корелой, мордвой. Диапазон взаимоотношений простирался от столкновений до взаимного проникновения, ассимиляции.