Конца XVI-первой половины XIXв.

Архитектура Голландии.

Длительная борьба с испанским господством, борьба с феодальным строем и его оплотом- католицизмом. Северные Нидерланды( Голландия) обрели свою независимость, в то время как южные(Бельгия) осталась под гнетом Испании. Победа над Испанией(1579 г.) означала победу прогрессивных сил страны над феодализмом- рождение первый в истории буржуазной республики. В XVIIв. страна в своем развитии обогнала все другие европейские страны и обратилась в образцовую капиталистическую страну.

Эти изменения существенно отразились на архитектуре Нидерландов, где наметилось два течения.

В Голландии концентрируется вся европейская и колониальная торговля, бурно растет промышленность в связи с чем широко развертывается строительство гражданских зданий. Голландцам была чужда роскошь католических храмов, стремление к потрясающим воображение эффектам. Выражение величия, своего времени они искали в монументальной простоте классических форм, в крупных масштабах большого ордера. Именно со второй четверти XVII столетия, начало «золотого века» Голландии, господствующим стилем становится «голландский» классицизм, исходящий из школы зодчего Палладио.

Разнообразие мотивов и декоративное великолепие построек конца XVI-начала XVIIв. уступает место сдержанности в использовании архитектурных средств, где ордер становится основой архитектурного строя и соразмерности здания. Композиция фасадов зданий отвечает симметрии. Исчезают узкие фасады. Необходимость решения важных инженерных задач в области гидротехники, фортификации мостостроения и судостроения поднята на большую высоту математические и инженерные науки.

Одной из существенных предпосылок формирования строгого стиля было и учение Кальвина, отвечавшее в религиозной форме идеологии революционных сил Северных Нидерландов в их борьбе с католицизмом. Свойственное ему стремление к простоте было созвучно деловому духу буржуазии того времени.

Большое значение имело множество гравированных изданий, представлявших собой не только переводы зарубежной, в основном итальянской литературы, но и сборники отечественных проектов и обмеров.

 

Градостроительство.

Градостроительство Голландии было своеобразно. По степени благоустройства и рациональному планированию они значительно опередили другие города европейских стран. Голландцы умели прекрасно сооружать каналы, плотины, мосты и укреплять берега сваями, побеждали не только реки, но и моря.

Ил-11. Амстердам, план 1667 г.

Самые значительные мероприятия были проведены в торговой столице Голландии- «Северной Венеции»-Амстердаме. В 1240 г. плотина поперек реки Амстел образовала внутреннюю( Рокин) и внешнюю(Дамрак) гавани, а два параллельные канала обозначили границу первичного ядра города с торговым и общественным центром на плотине- площади Дам. Умножение числа каналов, параллельных первым, образовали близкую к прямолинейной планировку основного ядра города с узкими улицами и каналами. Интенсивный рост города в XVIIв. вызвал попытки расширения и упорядочения его застройки( планы 1544, 1597, 1625 гг). Наконец, в 1667 г. Был создан перспективный план «трех каналов», который служил до середины XIXв. планировочной основой развития города.

 

Жилые дома.

В XVIIв. развивается новый тип жилого патрицианского дома с более широким фронтом фасада, расчлененным ордером пилястр.

Ил-12. Жилые дома.

Левый верх.1. Амстердам. Дом Койманса, 1624г. Я. Ванн Кампен.

Левый нижн.2.Амстердам.Дом на улице Кайзерграхт, 1639 Ф.Вижбонс.

Правый верх.3.Амстердам. Дом Поппена, 1642 г.

Правый нижн.4.Амстердам. Дом братьев Трип. 1660-1662. Ю.Вингбонс

1.В этом доме архитектора Якова ванн Кампена широкий фасад лишен фигурных переплетов и других деталей из архитектуры средневековья.

2.В этом доме( архитектор Филипп Вангбонс) традиционная вытянутость в глубь участка и трехосный фасад со своеобразным щипцом сочетается с новыми принципами архитектуры, где все соразмеряется высотой ордера.

3.В его же доме Поппена лестница заключена в каменную клетку. Расширен и фронт застройки фасада по улице. В композиции фасада с большим ордером коринфских пилястр на низком цоколе, средним ризалитом с фронтоном и гирляндами в интерколумниях выступают зрелые черты голландского классицизма XVIIв.

4.В доме братьев Трип архитектор Юстиса Вингбонса с целью создания впечатления его архитектурной целостности два самостоятельных дома( центральное окно маскирует разделяющую их стену) объединены единым строго симметричным фасадом. Увеличивается комфорт жилища- число комнат, появляется парадная лестница.

Ил-13. Дом братьев Трип( трипенхейс), фасад.

Основу соразмерности здания составляет высоты пилястр. На фасаде появились мезонинные окна, что говорит о французском влиянии.

Ил-14. Патрицианские жилые дома в Амстердаме.

Ратуши.

Ил-15. Ратуша в Амстердаме(1648-1665), архитектор Яков ванн Кампен

Это значительный памятник голландского классицизма идет от образцов Палладио.

В плане каре с двумя световыми дворами. Композиция фасада протяженная с типичными для классицизма тремя ризалитами и фронтоном по главной ос. Небольшиая башенка над ним( как пережиток дозорных башен средневековых ратуш) создавала выразительный осевой акцент. Фасад расчленен двухярусным ордером митрически чередующихся пилястр.

Ил-16.Ратуша в Амстердаме.

Постройка ратуши имела важное градостроительное значение. Был реконструирован центр города- площадь Дам, которая была превращена в парадный двор. Противоположный фасад с пробивкой улицы был обращен на канал.

Новые архитектурные тенденции обозначились также в ратуше Энтхейзене 1688 г. Архитектор Стевен Веннекул.

Ил-17. ратуше Энтхейзае 1688 г.

Здесь появляется бельэтаж, на углах вводятся рустованные лизены, центр акцентируется раскреповкой и изящным парапетом, трехчастной группировкой неравных окон и выступом балкона над входом. Во всем этом сказывается французское влияние.

Здания утилитарного назначения.

На главных площадях городов, располагались здания общественных весов, торговых рядов и прочее.

Ил-18. Гауда. Здание общественных весов. 1668 г.

Архитектор Питер Пост.

Основное помещение для взвешивания товаров с конторкой, комнатой весовщика и лестницей на 2-й этаж открывалось наружу большими арками. Простой кубический объем без обычных пилястр и ризалитов завершен со стороны двух основных фасадов( на площадь и канал) классическими фронтонами.

Ил-19. Характерное здание торговых складов.

Состоящее из нескольких односекционных помещений.

Ил-20. 1.Морской магазин с корабельными Ост-Индийской компании 1661 г.

2.Односекционный склад XVI-XVIIвв.

3.Проект морского магазина XVIIв.

4.Комплекс трапецендального(2-х секционного) и односекционных складов.

 

Культовые постройки.

Ил-21.Протестантские церкви.

Утверждение кальвинизма в Голландии в конце XVIв. как господствующей религии внесло изменения в культовую архитектуру. Базиликальная ферма храма сменяется центрической, где в интерьере основной акцент придается не алтарю, а кафедре проповедника.

В отличии от католических церквей протестантские храмы с их планом в виде греческого креста, восьмиугольника или круга отличаются простотой форм и строгостью архитектурного облика.